Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему в средневековом искусстве изображены битвы рыцарей с улитками

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На страницах средневековых книг встречаются орнаменты, изображающие битву между рыцарями и улитками. Какие загадки скрывают эти изображения? Автор познавательного ролика на Youtube-канале Vox попытался приоткрыть завесу тайны.
Со всеми бывало такое: приходишь после долгого рабочего дня и садишься читать книги о временах короля Артура. Их называют "иллюминированными рукописями" — они украшены красочными миниатюрами и орнаментами, а также своеобразными зарисовками на полях. Помимо стероидных кроликов и таких вот мужчин в капюшонах, которые в буквальном смысле откладывают яйца, здесь есть одна интересная тема.
Многие рыцари-персонажи таких рукописей сражаются с… улитками. Чем это обусловлено? Крупнейшая из ныне живущих улиток имеет размер 40 см от головы до хвоста. Но почему этот рыцарь выглядит так, будто ему предстоит битва не на жизнь, а на смерть?
Иллюминированные рукописи — это ручная работа. Переписчики скрупулезно переписывали Библии, молитвы, повести и вместе с тем украшали поля. В 1960-х один ученый пришел к выводу, что эти рисунки заслуживают внимания. Лилиан Рэндалл так заинтриговала эта тема, что она написала статью под названием "Улитка в готической "маргинальной войне". В ней изложена теорию о том, как в рукописях оказались изображения, скажем, крылатого рыцаря, спасающегося от улиток. И почему этот образ повторяется снова и снова.
Рэндалл нашла более 70 сражающихся с улитками рыцарей в 29 рукописях, большинство которых датируются периодом между 1290 и 1310 годами. Молись, рыцарь! Молись, чтобы улитка убила тебя быстро.
Иногда изображения на полях соприкасались с текстом и накладывались на него, а иногда — нет. Рэндалл связывает их с историческими стереотипами: улитки символизируют древнегерманское племя лангобардов — жадный, подлый и трусливый народ. Они вторглись в Италию с воинственными намерениями, но в 772 были жесткого разбиты Карлом Великим. Отмыться от позора не удалось никогда.
К концу 1200-х, на волне популярности изображений улиток лангобарды распространились по всей Европе в качестве ростовщиков и кредиторов. Полным набором прав они не обладали и даже не могли носить оружие. Но в их руках была определенная власть. И, по мнению Рэндалл, мишенью их сделало именно сочетание этой власти и физической беспомощности, а подходящим оскорблением как раз стал образ улитки.
Улитки носят домики на спине, прямо как лангобарды уносили пожитки при отступлении под натиском Карла Великого. А еще они склизкие — ну вылитые кредиторы в глазах многих европейцев. Назвать лангобардов улитками было все равно, что оскорбить чужеземца, и впоследствии это вылилось в куда более масштабную проблему. А зародилась она, вероятно, с появлением средневековой литературы с образцами различных узоров в помощь писцам. При этом улитки появлялись во многих контекстах, включая вот эту баталию с участием обезьян и кроликов, которую изобразили примерно в 1400-х годах. Несмотря на медлительность, улиткам не составило труда распространиться повсеместно.
Мы не может с полной уверенностью обозначить корреляцию рыцарей с улитками, в результате которой эти совершенно не связанные между собой персонажи превратились в клише. По аналогии с тем, как современные люди не объясняют смысл интернет-мемов, писцы не комментировали роспись на полях рукописей. Аргумент Рэндалл вполне соответствует временному отрезку и историческому контексту, но существуют также предположения о том, что улитки олицетворяют неспешность течения времени или изоляцию правящего класса. В одном можно не сомневаться: улитки действительно несут в себе некий посыл, как и остальные рисунки на полях.
Работая над транскрипцией священных писаний, переписывая каждую строчку, писцы и художники дополняли текст шутливыми и веселыми изображениями. Так они проявляли фантазию и одновременно высмеивали недостатки и абсурдные моменты своего времени. Место для этого было только на полях, и поэтому они превратились в своего рода автопортреты. Кроме вот этого парня — его вот-вот прикончит улитка.