Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Война в Газе выгодна России, но и роль миротворца тоже

© POOL / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В. Путина в Иран
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия могла бы сыграть ключевую роль в установлении мира на Ближнем Востоке, пишет Asia Times. Москва поддерживает дипломатические отношения со всеми вовлеченными сторонами, поэтому ей стоит дать шанс. Опасность слишком велика, чтобы заниматься геополитическим позерством, подчеркивает автор статьи.
Анна Матвеева (Anna Matveeva)
Недавний официальный визит в Москву представителей ХАМАС и Ирана Израиль встретил резким осуждением. Представитель израильского МИДа назвал его "неподобающим шагом, который поддерживает терроризм и узаконивает зверства террористов ХАМАС".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Делегацию ХАМАС возглавил основатель и политический лидер группировки Муса Абу Марзук. Иран представлял заместитель министра иностранных дел Али Багери, которого принял его российский коллега Михаил Галузин.
Несмотря на участие России в конфликте на Украине, который, как многие до сих пор опасаются, может перекинуться на всю Европу, президент России Владимир Путин неоднократно предостерегал, что противостояние Израиля и ХАМАС в секторе Газа чревато региональной войной.
Его обеспокоенность разделяют многие на Западе, учитывая всплеск активности иранских марионеток в Сирии и Ираке в последние месяцы. Этим опасениям придали вес авиаудары США ночью 26 октября по двум объектам на востоке Сирии — по словам Вашингтона, целью стали проиранские ополченцы.
До дипломатического решения кризиса в секторе Газа еще далеко: в Совете Безопасности ООН не утихают разногласия. Китай и Россия наложили вето на резолюцию, предложенную США, а те, при поддержке Великобритании, заблокировали резолюцию, предложенную Россией.
При этом резолюции оказались схожими по охвату и обе призывали к немедленному прекращению огня. Однако в резолюцию США вошли формулировки, касающиеся прав государств на самооборону, тогда как российская резолюция призывала отменить приказ об эвакуации гражданского населения в южную часть сектора Газа.
Похоже, что Совет Безопасности сейчас настолько расколот из-за разногласий калибра холодной войны, что не в силах действовать, даже несмотря на общую цель: избежать кровопролития в секторе Газа, которое может спровоцировать региональную войну.
На выходных Генеральная Ассамблея одобрила рекомендательную резолюцию с призывом к "гуманитарному перемирию" в секторе Газа, однако Израиль и США проголосовали против. Их поддержали еще 12 стран, а 45 стран, включая Великобританию, воздержались, что свидетельствует об отсутствии реального консенсуса по этому вопросу.
Но из визита ХАМАС и Ирана в Москву действительно вытекает, что Россия могла бы сыграть в Газе роль миротворца — даже при том, что Международный уголовный суд выдал ордер на арест Владимира Путина за предполагаемые военные преступления, совершенные в рамках украинского конфликта.
Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми вовлеченными сторонами, несмотря на их взаимную неприязнь, и исторически проводила активную дипломатию на Ближнем Востоке.
Не менее важны и связи России с Израилем. У них были сложные отношения во времена холодной войны, когда СССР поддерживал на Ближнем Востоке его заклятых врагов, чтобы противостоять влиянию США. Но в 1990-е годы наступило сближение.
Путин установил тесные отношения с тогдашним премьер-министром Ариэлем Шароном. Преемники Шарона продолжили политику близости к Москве.
После ввода российских войск на Украину в 2022 году, когда Запад объединился против Москвы, Израиль предложил выступить в качестве посредника и отказался поставлять Украине смертоносное оружие. Путин ответил взаимностью, признав право Израиля на самооборону и одновременно призвав стороны искать долгосрочное решение по принципу “два государства для двух народов”.
Даже ведя боевые действия в Европе, Путин явно пытается выступить в роли посредника на Ближнем Востоке. И это вовсе не из области фантастики, как может показаться. У Москвы прочные отношения со многими противниками Израиля: Ираном, Сирией, Палестинской автономией, ХАМАС и “Хезболлой”, а также крупными арабскими игроками — включая Египет и Лигу арабских государств.
Еще до последнего визита представители ХАМАС посещали Москву как минимум трижды — уже после начала боевых действий на Украине. Они доверяют России роль посредника, учитывая ее взаимопонимание с обеими сторонами конфликта.
Москва также поддерживает контакты с “Палестинским исламским джихадом”, чей генеральный секретарь Зияд ан-Нахала посетил Москву в феврале 2021 года и был официально принят министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
17 октября, через десять дней после начала кризиса, Путин провел телефонные переговоры с лидерами Сирии, Ирана, Египта, Палестины, а также с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху.
Что это даст России?
С точки зрения Кремля, кризис в Газе отвлекает внимание общественности от конфликта на Украине — а с ним и деньги, и военную помощь. Хотя президент Джо Байден призвал Конгресс одобрить еще 60 миллиардов долларов военной помощи Украине против “всего” 14 миллиардов Израилю, уже сообщалось, что боеприпасы, изначально предназначенные для Киева, были перенаправлены в Тель-Авив.
Многие аналитики полагают, что если придется решать, какую из стран поддерживать в первую очередь (а до этого еще не дошло), выбор однозначно падет на Израиль.
Дипломатическая позиция России довольно логична. Обе стороны в израильско-палестинском конфликте имеют право на безопасность, но ни одна из них не должна применять чрезмерную силу. Важно отметить, что Москва твердо вернула в повестку дня вопрос о создании двух государств, в последние годы последовательно откладывавшийся.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова призвала возродить ближневосточный "квартет" ООН, США, ЕС и России, чтобы "двигаться в направлении реализации и выполнения всех резолюций Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи, одобренных за все эти годы".
Учитывая все это, Россия могла бы сыграть ключевую роль в установлении мира на Ближнем Востоке. Быть может, охват и серьезность кризиса вынудят США отложить в сторону свою досаду на Путина ради общего блага. Опасность слишком велика, чтобы заниматься геополитическим позерством.
Если Россия поможет решить эту проблему, ей следует дать шанс. И если она при этом наберет какие-то идеологические очки, это будет небольшая плата за мир.
Анна Матвеева — приглашенный старший научный сотрудник института России при Королевском колледже Лондона