Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сможет ли Германия преодолеть экономическую рецессию?

© Markus SchreiberКанцлер Германии Олаф Шольц (справа) беседует с министром иностранных дел Анналеной Бербок во время заседания кабинета министров Германии в Берлине, среда, 14 июня 2023 г.
Канцлер Германии Олаф Шольц (справа) беседует с министром иностранных дел Анналеной Бербок во время заседания кабинета министров Германии в Берлине, среда, 14 июня 2023 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ведущие экономические институты Германии бьют тревогу: немецкая экономика "сжимается", благосостояние немцев под угрозой. Ситуация гораздо серьезнее, чем ранее предполагалось. Согласно последнему прогнозу МВФ, ВВП Германии сократится в этом году на 0,5%, рецессия становится хронической. Германия – единственная из крупных экономик, показывающая отрицательный экономический рост, что представляет опасность и для других стран. Экономический советник МВФ Пьер-Оливье Гуринша предупреждает, что немецкая рецессия может негативно отразиться на всей мировой экономике.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Экономисты подвергают жесткой критике экономическую и экологическую политику правящей коалиции ФРГ, которая потерпела сокрушительное поражение на недавно прошедших в Баварии и федеральной земле Гессен выборах. Немцы недовольны состоянием экономики, они жалуются на рост потребительских цен, стоимость электроэнергии, общее снижение уровня жизни, хотя еще не до конца осознают всю глубину кризиса.
По мнению известного немецкого экономиста Хенрика Мюллера, нынешняя рецессия в Германии вызвана не только эпидемией COVID-19, конфликтом на Украине и волюнтаристской политикой Роберта Хабека, министра экономики от партии "Зеленых". На страницах делового издания Manager Magazin Хенрик Мюллер отмечает, что не меньшую роль сыграли причины фундаментального характера, многие из которых накапливались уже давно. К ним относятся старение населения, затянувшаяся цифровизация и неэффективность управленческих механизмов. Позднее добавились такие факторы, как климатический кризис и свертывание глобализации, что в корне меняет международное разделение труда. Все это, по словам Хенрика Мюллера, можно назвать "поликризисом", когда наложились "старые" и "новые" кризисные факторы, готовые вылиться в "идеальный шторм".
Согласно французскому изданию Capital, в Германии происходит резкое старение общества, которое ведет к сокращению доли активного населения. Это приводит в свою очередь к слабому росту производительности труда. Демографический кризис ведет к нехватке рабочей силы, а сокращение базы налогоплательщиков вызывает нехватку денег в казне. Затянувшаяся цифровизация мешает притоку инвестиций и нарушает управленческие процессы. Все это не новые явления, но сейчас они наложились на другие негативные факторы и дали кумулятивный эффект.
Еще один важнейший фактор рецессии – кризис автопрома. В Германии доля автомобильного сектора в ВВП в четыре раза выше, чем в Италии или Испании. Именно по этому сектору нанесли серьезнейший удар массовое внедрение электромобилей и экспансия китайских производителей. Еще одним ударом стала политика администрации Байдена, которая активно поддерживает перевод производства из Европы в США. Дешевые цены на энергоносители в США лишь ускоряют процесс перекачки европейского производства и капитала.
Глава ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что экономика Европы оказалась плохо подготовленной к глобальным кризисам– эпидемии Covid-19, конфликту на Украине, инфляции, свертыванию глобализации и прекращению поставок российских углеводородов. Эта констатация в наибольшей степени относится к Германии. Однако нынешний кризис в значительной мере является рукотворным, сами немцы приложили немало усилий по демонтажу национальной экономики.
Начиная с 1973 года, то есть почти полвека в рамках сделки "газ-трубы" страна была потребителем советского (российского) газа на льготных условиях. Всего Германия получила свыше триллиона кубометров газа, и это было важным фактором роста немецкой экономики, однако теперь немецкие политики задним числом жалуются на возникшую зависимость от российских углеводородов. В результате сегодня немцы закупают американский СПГ, который гораздо дороже и хуже по экологическим свойствам, однако, по словам министра иностранных дел Анналены Бербок от партии "Зеленых", это соответствует новым идеологическим "ценностям" ФРГ.
В дополнение к отказу от российского трубопроводного газа в апреле нынешнего года были закрыты последние три АЭС, обеспечивавшие перед закрытием 6,5% энергетических потребностей страны. Для сравнения, в 1997 году атомные электростанции покрывали около 31% потребностей ФРГ в электричестве. Чтобы компенсировать дефицит энергии, сегодня в Германии "реанимируют" уже закрытые угольные шахты.
Как отмечает немецкий экономист Эрнст Штеттер, рецессия в Германии стала свершившимся фактом. Растут цены на энергию, уменьшается реальная заработная плата, падает внутреннее потребление, снижается экспорт. Все фундаментальные факторы указывают на глубокий структурный кризис, который грозит благополучию не только Германии, но и всего европейского континента. Эрнст Штеттер подчеркивает, что нынешний кризис продемонстрировал риск преждевременного отказа от ископаемых энергоносителей, что в первую очередь представляет опасность для химической промышленности и автопрома – двух столпов немецкой экономики.
Отдельная проблема – сворачивание глобализации, или "деглобализация". Этот процесс особенно болезненно ощущается в Германии и ее экспортоориентированной экономике. В первую очередь это касается торговых отношений с важнейшим рынком – Китаем. Хотя формально объем торговли двух стран остается на высоком уровне, с учетом инфляции начиная с 2018 года он реально сократился на 7,5%. Медленно, но верно происходит процесс "расстыковки" (Entkopplung) двух экономик. Одна из причин – политическая: Соединенные Штаты настойчиво обязывают страны Европы свести до минимума торгово-экономические связи с Китаем. Вторая причина – структурная: Китай научился производить на высоком технологическом уровне и в больших количествах промышленную продукцию, которая раньше поступала из Германии – станки, автомобили, локомотивы и т.д. Это резко снизило значение немецкой производственной базы. Примечательно, что речь зачастую идет о дочерних предприятиях немецких фирм, которые перенесли производство в Китай. Хенрик Мюллер обращает внимание на "разворот" торговых потоков: теперь уже китайские электромобили завоевывают европейские рынки и бросают вызов все еще мощному немецкому автопрому.
По мнению экономиста Commerzbank Йорга Кремера, не стоит сбрасывать со счетов влияние украинского конфликта на рецессию в Германии. Главная причина – это резкий рост цен на энергоносители в результате отказа от российских нефти и газа. Негативную роль сыграла и политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), который в целях борьбы с инфляцией поднимает процентные ставки, что сильно тормозит экономический рост.
Большинство европейских наблюдателей приходит к выводу, что Германии грозит перспектива стать "больным человеком Европы" и погрузить весь континент в пучину экономического кризиса. Чтобы избежать негативного сценария, они предлагают прекратить "зеленый террор" в отношении немецкой промышленности, снять бюрократические препоны в экономической сфере и развязать руки национальному бизнесу. Есть серьезные основания полагать, что правительство Олафа Шольца не сможет справиться с этой задачей.