Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что сулит рынкам российский запрет на экспорт топлива?

© AP Photo / Michael ProbstАвтозаправочная станция во Франкфурте, Германия. Архивная фотография
Автозаправочная станция во Франкфурте, Германия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 27.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Россия объявила о временном запрете на экспорт бензина и дизеля для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, пишет OilPrice. Это может привести к подорожанию сырой нефти в преддверии зимы.
Цветана Параскова (Tsvetana Paraskova)
Временный запрет России на экспорт дизеля и бензина призван решить проблему внутреннего дефицита и растущих цен, однако может усугубить и без того напряженную ситуацию на мировом рынке дизеля и привести к скачку цен на сырую нефть и средние дистилляты в преддверии зимы.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
При этом предотвратить дефицит не поможет даже смягчение запрета на низкосортное дизельное топливо.
Большинство аналитиков полагают, что запрет продлится недолго, поскольку приведет к наращиванию запасов внутри России, где не хватит свободных хранилищ. Но некоторые наблюдатели также полагают, что Россия прибегает к энергетическому шантажу, чтобы помешать центральным банкам обуздать инфляцию в преддверии зимы.
Суть запрета
В конце прошлой недели Россия удивила рынки, объявив о временном запрете на экспорт бензина и дизеля для стабилизации топливных цен на внутреннем рынке на фоне резкого скачка и дефицита вследствие роста цен на нефть и слабого рубля.
Экспорт дизеля и бензина теперь временно запрещен во все страны, за исключением четырех бывших советских республик — Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. Экспортные ограничения введены бессрочно, поэтому Москва может в любой момент снять запрет на экспорт или внести в него поправки по своему усмотрению.
Ранее на этой неделе Россия уже скорректировала свои ограничения, сняв временный запрет на экспорт низкосортного дизельного и судового топлива и разрешив отгрузку топлива с уже выданными документами.
Ключевой вопрос заключается в том, как долго продлится запрет на экспорт дизеля. Если его не отменят до конца октября, это чревато более острым глобальным дефицитом средних дистиллятов, особенно в Европе накануне зимнего отопительного сезона, когда спрос на них обычно растет.
Реакция рынка
Поскольку ЕС, США и другие страны Запада в феврале запретили морской импорт российского топлива, Москва перенаправила экспорт бензина и дизеля в Турцию, на Ближний Восток и в Южную Америку. Сейчас эти рынки для российского дизельного топлива и бензина временно закрылись. Считается также, что Саудовская Аравия скупала российский дизель по заниженным ценам и отправляла в Европу собственный. Если запрет на экспорт продлится дольше, чем ожидалось, Россия может косвенно еще больше усугубить ситуацию на рынках дизеля в Европе и Азии.
Еще в августе, до запрета на экспорт российского топлива, рентабельность нефтеперерабатывающих заводов уже достигла высочайшего уровня за восемь месяцев: нефтепереработчики и так с трудом справлялись с ростом спроса, особенно на средние дистилляты, сообщило Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем последнем ежемесячном докладе.
Влияния российского запрета рынок ощутит на себе недели через две, написал ведущий аналитик Kpler Виктор Катона, в пятничной аналитической записке, которую цитирует телеканал CNBC.
Однако “к этому моменту правительство может отменить этот законодательный акт так же внезапно, как и приняло”, — отметил Катона.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что запрет на экспорт окажется недолгим и отменится столь же неожиданно, как и вошел в силу в прошлый четверг.
“Насколько серьезно потеря российского дизеля скажется на мировом рынке, будет зависеть от того, как долго продлится запрет на экспорт. Хотя, учитывая вероятный рост внутренних запасов, к которому он наверняка приведет, мы не ожидаем, что запрет продлится долго”, — написал в пятницу глава отдела стратегии сырьевых товаров нидерландской группы компаний ING Уоррен Паттерсон.
Также в пятницу в консалтинговой компании FGE отметили: “Ключевой момент, о котором не следует забывать, заключается в том, что запрет на экспорт дизеля не может длиться долго. Как только внутренние запасы заполнятся, России придется возобновить экспорт из-за нехватки свободных мощностей для хранения”.
Если Россия в ближайшее время не отменит запрет на дизельное топливо, ее нефтеперерабатывающим заводам придется временно закрыться из-за переполненных хранилищ. Таким образом экспортные ограничения аукнутся России неприятными последствиями в виде повышения цен на топливо и внутреннего дефицита топлива — то есть теми самыми проблемами, которые Москва рассчитывала решить запретом, утверждает FGE.
Закрытие нефтеперерабатывающих заводов, в свою очередь, может привести к снижению российской нефтедобычи.
“Мы рассчитываем, что экспорт дизельного топлива из России возобновится не позднее чем через две недели, а, вероятно, еще раньше”, — заявили в FGE в пятницу, добавив, что бензиновый запрет может продлиться дольше, чем дизельный, но не окажет столь обширного влияния на рынок.
JP Morgan и Citigroup также предвидят, что запрет долго не продлится. Аналитики JP Morgan считают, что ограничения на экспорт дизеля продлятся “пару недель, до завершения сбора урожая в октябре”, говорится в их заметке, опубликованной Bloomberg.
Энергетические игры и шантаж
По мнению аналитиков, запрет также может быть попыткой России снова прибегнуть к энергетическому шантажу.
“Они показывают, что их власть над энергетическими рынками еще не иссякла”, — сказал Financial Times Хеннинг Глойштейн из Eurasia Group.
Экспортные ограничения могут диктоваться политическими соображениями из-за приближения зимы, вторят ему аналитики RBC Capital Markets.
Запрет может “отчасти сбить с рынков спесь, воцарившуюся по поводу устранения российской угрозы”, написали аналитики RBC Хелима Крофт и Кристофер Луни в заметке для Bloomberg.