Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грядущая анархия в космическом пространстве (Часть V)

© CC0 / Public Domain European Space Agency / Перейти в фотобанкСпутники и космический мусор на орбите Земли
Спутники и космический мусор на орбите Земли - ИноСМИ, 1920, 03.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из всех нерешенных вопросов в области космической деятельности есть одна наиболее насущная и перспективная, пишет The National Interest. Для нового сотрудничества важно устранить угрозу, которую представляет космический мусор.
Роберт Мэннинг (Robert A. Manning), Питер Уилсон (Peter A. Wilson)
Страны имеют тенденцию сотрудничать, объединять риски и тяготы, когда осознают, что их интересы пересекаются. Помимо глобального потепления, примером подобного сотрудничества может стать угроза космического мусора жизненно важным космическим объектам экономики и национальной безопасности всех стран, несмотря на непрекращающееся противостояние демократии и автократии.
Главным инструментом мониторинга космического мусора является Сеть космического наблюдения Министерства обороны США. Кое-каким потенциалом для орбитального мониторинга обладает также Россия и несколько других государств. Соединенные Штаты, в дополнение к непревзойденным возможностям мониторинга космического мусора, уже заключили соглашения об осуществлении совместной деятельности в области исследования и использования космического пространства в мирных целях с более чем ста странами для обмена данными во избежание столкновений. Это важное глобальное общественное благо, которое может обеспечить дипломатические рычаги для формирования правил и стандартов в отношении космического мусора. Согласно информированным источникам, Соединенные Штаты предупреждали Китай о подобного рода рисках во время президентства Барака Обамы.
Кроме того, в Японии, Соединенных Штатах и Европе частные фирмы и стартапы уже разрабатывают способы удаления космического мусора в рамках нового перспективного сектора космической экономики. Технологическое подразделение Космических сил США уже изучает возможность финансирования частных компаний для удаления космического мусора. В настоящее время разрабатывается целый ряд соответствующих методов с помощью спутниковых магнитов, сетей, гарпунов и даже паутины наподобие паучьей. Все будущие подрядчики понесут определенные риски, связанные с исследованиями и разработками.
Возможности для сотрудничества на этом направлении есть, несмотря на конкуренцию великих держав. Нет необходимости начинать официальные бюрократические процедуры в рамках ООН. Есть только несколько высокопроизводительных с точки зрения космических возможностей держав: Соединенные Штаты, Россия, Китай, ЕС, Япония и Индия. Как говорилось выше, США имеют хорошую позицию первого среди равных для создания специальной государственно-частной коалиции космических держав ˗ "Космическую шестерку", если угодно, ˗ в партнерстве с частным сектором для объединения ресурсов и (не связанных с национальной безопасностью) возможностей для максимально эффективного мониторинга и уборки космического мусора и поиска взаимоприемлемого кодекса поведения и регламента подобной деятельности. Неплохо, если пять постоянных членов Совбеза ООН предоставят ей соответствующие полномочия посредством одной из резолюций или призыва к действию со стороны G7. Это должна быть открытая для новых космических держав (Южной Кореи, Бразилии, Израиля и других) архитектура, основанная на принципе "форма следует за функцией".
В течение предстоящего десятилетия постепенно появятся разнообразные виды деятельности и присутствие в окололунном пространстве и на Луне. Если оставить это без внимания, вероятность конфликтов из-за присутствия на Луне, добычи полезных ископаемых на космических телах и военной деятельности возрастет, если не станет неизбежной. Учитывая масштаб проблемы космического мусора ˗ жизненно важной в рамках всех видов деятельности в космосе, ˗ коалиция для борьбы с ней может стать действенным первым шагом для начала решения проблемы нехватки правил поведения в космосе, а, может, и смены тона и политической атмосферы до того момента, как исследование и освоение космического пространства превзойдут возможности управления ими.
Международный консенсус между конкурирующими державами для решения проблемы орбитального мусора может оказаться относительно беспроблемным параграфом любого международного соглашения о будущей деятельности в космическом пространстве. Намного сложнее будет создать основу для исследования (и эксплуатации) Луны и окололунного пространства. Приоритетной задачей является проработка соглашения сродни Международному морскому праву, которое определит права собственности на Луну, и данное мероприятие грозит затянуться надолго ˗ по тому же морскому праву переговоры начались в 1973 году, а закончились только в 1982.
Переговоры между поддерживающим Соглашения Артемиды альянсом и потенциальной коалицией государств во главе с Китаем явно потребуют больших затрат сил. Тем не менее перспектива лунной версии земельных войн за ценную недвижимость должна заставить международное сообщество задуматься. Нерегулируемая эксплуатация ресурсов на Луне приведет к размещению вооруженных сил противоборствующих сторон на ее поверхности и в окололунном пространстве. Чтобы избежать полномасштабного военного соперничества, необходимо будет разработать ряд мер, направленных на укрепление доверия, а то и по контролю над вооружениями. Возможен вариант интернационализации жестких требований к ситуационной осведомленности в окололунном пространстве. Сюда может войти создание на Земле и Луне одного или нескольких командных центров и информационных служб для обмена исследовательскими данными с доступом к межгосударственному парку разведывательных космических аппаратов.
Таким образом, оптимальной целью будет попытка максимально повысить прозрачность человеческой деятельности на Луне и в ее окрестностях. Более амбициозным шагом станет составление различных протоколов о контроле над вооружениями и даже положения о разоружении, направленных на недопущение милитаризации поверхности Луны. Например, только международной полиции (скажем, лунным "Голубым каскам") будет позволено носить на Луне легкое оружие наподобие электрошокеров, а тяжелое вооружение и роботизированные боевые машины окажутся под запретом. Ну а некоторые лунные инфраструктурные проекты, такие как большие электромагнитные ускорители массы, придется поставить под международный надзор.
Как отмечалось выше, единственный символ успешного сотрудничества в области исследования космического пространства в виде МКС, которая представляет собой сферу согласия между космическими агентствами Соединенных Штатов, России, ЕС, Японии и Канады, может внезапно прекратить свое существование в качестве сопутствующей потери в результате российско-украинского конфликта. Президент Джо Байден недавно объявил о продлении эксплуатации Соединенными Штатами Международной космической станции до 2030 года. Весьма вероятно, что ради долгожданного исследования Луны Россия вступит в союз с Китаем. Пока неясно, сохранит ли она после окончания СВО на Украине финансовые и технологические возможности для того, чтобы успешно добиваться целей в этой области самостоятельно, а не под крылом у Китая.
Ракета-носитель Протон-М стартовала с космодрома Байконур - ИноСМИ, 1920, 29.04.2022
Грядущая анархия в космическом пространствеНовые реалии и правила в освоении околоземного пространства практически поставили крест на общепризнанном договоре, в котором космическое пространство определяется как "достояние всего человечества", пишет The National Interest. Авторы статьи называют сложившуюся ситуацию новой трагедией ресурсов общего пользования.
Почему не предложить Китаю присоединить к МКС собственную космическую станцию Тяньгун, укрепив тем самым символ космического сотрудничества? К сожалению, поправка Вольфа 2011 года запрещает НАСА взаимодействовать с китайским космическим агентством. Учитывая все связанные с поведением и деятельностью в космосепроблемы, некоторая степень взаимодействия наверняка потребуется, но национальная безопасность не должна оказаться под угрозой. Области, в которых сотрудничество имеет смысл, не связаны с упомянутыми в поправке передачей технологий и сотрудничеством с китайскими лабораториями. Было бы разумно со стороны Конгресса внести дополнения или вовсе аннулировать поправку Вольфа.
Космос, по-видимому, является той сферой, где конфронтация между демократией и автократией не соответствует интересам Соединенных Штатов. В декабре Белый дом опубликовал документ под названием “Приоритеты космической политики США”. Один из ее принципов заключается в лидерстве США с точки зрения наращивания международного регулирования космической деятельности. Однако уже в следующем предложении говорится о сотрудничестве с коммерческой промышленностью, союзниками и партнерами. В том же пункте сказано, что Соединенные Штаты намерены повышать осведомленность всех участников о космической ситуации и предоставлять им базовые услуги по обеспечению безопасности космических полетов.
Подобная двусмысленность отражает байденовскую риторику "демократия против автократии". По отношению к космосу она применима даже в меньшей степени, чем на Земле. Как и в случае с океанами, в рамках космической политики было бы разумно не забывать о том, что космос является достоянием всего человечества, с чем Соединенные Штаты обязаны соглашаться по договору. К сожалению, геополитические последствия российско-украинского конфликта омрачили потенциальное сотрудничество с Пекином по сокращению нехватки методов управления и внедрению более формальных правил освоения космоса с тем, чтобы снизить риск милитаризации Луны и окололунного пространства. Разделенный надвое мир склонен к конфликтам, а с точки зрения космоса это проигрышный для всех вариант. Вышеописанное, может, и отдает научной фантастикой, но вымысел способен быстро становится реальностью. Так что необходимость действовать очевидна.
Роберт Мэннинг — старший научный сотрудник Центра стратегии и безопасности Брента Скоукрофта при Атлантическом совете. С 2001 по 2004 год работал старшим советником заместителя госсекретаря по глобальным вопросам, был сотрудником Департамента планирования государственной политики США с 2004 по 2008 год и входил в группу стратегического будущего Национального совета по разведке.
Питер Уилсон - старший научный сотрудник по вопросам национальной безопасности в корпорации RAND. В настоящее время преподает курс истории военно-технических инноваций в Ошерском институте непрерывного обучения (OLLI).