Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Япония уходит от пацифизма?

© East News / AP Photo/Koji SasaharaПремьер-министр Японии Синдзо Абэ на пресс-конференции по поводу нового толкования конституции в вопросе ограниченного применения права на коллективную самооборону
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ на пресс-конференции по поводу нового толкования конституции в вопросе ограниченного применения права на коллективную самооборону
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Парламент Японии пришел к консенсусу по вопросу ограниченного применения права на коллективную самооборону. В несокрушимой скале пацифизма, так долго преобладавшего в Японии, обозначилась трещина. Самым существенным доводом в пользу отказа от пацифизма стала нестабильность международной обстановки, а именно частое возникновение ситуаций, когда сила перевешивает закон.

Парламент Японии пришел к консенсусу по вопросу подготовки закона о безопасности, кабинет министров утвердил новое толкование конституции в вопросе ограниченного применения права на коллективную самооборону. В несокрушимой скале пацифизма, так долго преобладавшего в нашей стране, обозначилась трещина.

Возникновение этой трещины обусловили три основных фактора. Самым существенным доводом в пользу отказа от пацифизма стала нестабильность в претерпевшем изменения мире, а именно постоянное возникновение ситуаций, в которых «сила применяется для изменения положения в свою пользу».

Главная причина — «агрессия с запада»

Вокруг островов Сенкаку постоянно что-то происходит: то на остров высаживаются китайские активисты, то китайское рыболовецкое судно идет тараном на японский патрульный катер береговой охраны, то китайский полицейский корабль вместе с китайской подводной лодкой вторгается в акваторию островов, то китайский военный корабль наводит орудия на японский катер морских сил самообороны, то китайские истребители идут на сближение с японскими самолетами-разведчиками.

В течение двух лет, начиная с 1990 года, под самый занавес холодной войны, я нес службу на должности наблюдателя в северных Силах самообороны Японии, которые должны были сдерживать «угрозу с севера». Даже в те неспокойные времена советская дальневосточная армия не позволяла себе такого нахального отношения к международной практике.

Если бы в Восточно-Китайском море не сложилась столь напряженная ситуация, которую можно назвать лишь «агрессией с запада», то никакие выкладки правительства Абэ не нашли бы поддержки среди парламентариев, даже если бы он перешел на крик в своих речах.

Даже простые жители, которые в своей повседневной жизни обычно не интересуются вопросами обороны и безопасности страны, теперь смотрят новости о попытках Китая «с помощью силы изменить ситуацию» в споре с Вьетнамом и Филиппинами в Южно-Китайском море. Поэтому сейчас и они понимают, что если не заниматься вопросами безопасности, то «сегодняшний день в Южно-Китайском море» станет «завтрашним днем на островах Сенкаку».

Вторая причина состоит в беспрецедентных изменениях, происходящих по всему миру.

Еще недавно Южная Корея несла важную миссию на форпосте демократии, так как граничила с коммунистическими странами. С другой стороны Северная Корея содержала огромную армию и разрабатывала ядерное оружие и баллистические ракеты, жертвуя благосостоянием народа на пути к объединению Корейского полуострова под флагом коммунизма.

Поэтому в Южной Корее размещены войска ООН, а именно американские солдаты. США и Южная Корея постоянно проводят совместные учения. При этом войска ООН готовы к военным действиям благодаря существованию тыловых баз в Японии. Нельзя забывать о том, что хоть штаб миротворцев находится в Сеуле, тыловой штаб располагается в Курама, префектура Канагава.

Президент Пак идет на поводу у Китая в отдалении Южной Кореи от Японии и США

Пресс-конференция председателя КНР Си Цзиньпина и президента Республики Корея Пак Кын Хе в Сеуле


В случае возникновения чрезвычайной ситуации на полуострове воздушные и морские отряды армии США, базирующиеся в Японии, смогут высадиться на Корейском полуострове. Другие миротворческие силы, такие как австралийские боевые соединения, направятся на Корейский полуостров тоже через Японию.

Однако Япония — не просто перевалочная база. У нашей страны есть все необходимое для строительства и ремонта кораблей, летательных аппаратов, транспортных средств войск ООН, сбора информации, расчистки от мин, оказания медицинских услуг.

Силы самообороны вряд ли будут направлены на Корейский полуостров, но надо отметить, что в Японии не только есть все необходимое для оказания эффективной поддержки: на случай чрезвычайных ситуаций в соседних регионах мы также подготовили законодательную базу. Повторюсь еще раз: миротворческие войска не смогли бы развернуться на Корейском полуострове без поддержки со стороны Японии.

Неужели президент Южной Кореи Пак Кын Хе не представляет реального положения дел? Неужели никто из генералов штаба южнокорейской армии не объяснил ей этого?

Лидер Китая Си Цзиньпин недавно посетил Южную Корею — перед поездкой в КНДР. Здесь же кроется и объяснение того, как так выходит, что первый секретарь КНДР Ким Чен Ын запускает ракеты, которые не достигают Японии, но могут поразить любую цель в Южной Корее.

Я совершенно не собираюсь настраивать Китай и Южную Корею друг против друга. Я просто хотел бы передать президенту Пак, что нельзя смешивать отношения в сфере безопасности и в сфере экономики.

Китай не хочет, чтобы в странах Юго-Восточной Азии формировалось общее мнение, он пытается решить все вопросы в двусторонних переговорах. Нельзя забывать о том, что ключевой стратегией Китая в Северо-Восточной Азии является именно разъединение Японии и Южной Кореи, США и Южной Кореи. Беспокоит то, что Южная Корея, втянувшись в информационную войну Китая против Японии, может свести на нет свои союзнические отношения с США.

Отдаление политиков от реальности

Третий фактор состоит в терпении и выдержке, проявленных правящей Демократической партией Японии и партией «Комэйто». ДПЯ пошла на обширные уступки в тексте решения по коллективной самообороне, ждала объединения в позиции с партией «Комэйто». Партия «Комэйто» в свою очередь тоже проделала тяжелую работу по разъяснению решения членам парламента и региональных советов.

Региональные члены, как правило, заботятся исключительно о развитии своих регионов, безопасности и благосостоянии граждан, поэтому зачастую для них приходилось проводить ликбез в вопросе национальной безопасности и убеждать их в важности происходящего. Образ партии «Комэйто» неотделим от пацифизма, поэтому ей явно пришлось поработать со своими членами, чтобы добиться согласия в своих рядах. Правящая партия открыто взяла ответственность за это решение, и это было самым мудрым решением.

В регионах и оппозиционных партиях должны быть парламентарии, которые гораздо серьезнее относятся к вопросам государственной безопасности, чем члены парламента от партии «Комэйто». Жаль, что голосов протеста от оппозиционных партий и независимых парламентариев было очень мало. Будем ждать более ожесточенных споров во время чтений в парламенте.

В завершение хотел бы обратиться к солдатам сил самообороны, которые несут тяжелую службу на местах. Решение о появлении «очевидной угрозы» в первую очередь принимают в Силах самообороны Японии, а в частности в их командовании. Командование должно помнить о том, что нельзя позволять правительству забывать о реальной ситуации на местах. Подспорьем в этом станут мужество и мудрость военных.

Автор — профессор Университета Тэикё.