Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусская энергетика – текущие процессы и возможности для Литвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Всего 30 километров отделяют Вильнюс от границы с Белоруссией, где энергетические, экономические и политические процессы, да и жизнь вообще в корне отличаются от литовских и европейских реалий. Но знать, что происходит в соседнем государстве, особенно когда речь идет об энергетике, надо.

Всего 30 километров отделяют Вильнюс от границы с Белоруссией, где энергетические, экономические и политические процессы, да и жизнь вообще в корне отличаются от литовских и европейских реалий. Но знать, что происходит в соседнем государстве, особенно когда речь идет об энергетике, надо.

В основе белорусской политики лежат подковерные игры и блеф, особенно на международной арене, а нежелание ссориться с Россией осложняет энергетический диалог страны с Литвой. Тем не менее, с Клайпедским портом у белорусских нефтяников (уже не говоря о транзите удобрений) связи налажены.

Девяносто процентов потребляемого газа (который в том числе используется для производства 85% вырабатываемой в стране электроэнергии) Белоруссия получает из России. При этом белорусская газотранспортная система (ГТС) контролируется «Газпромом», а белорусские НПЗ работают на российской нефти.

Электроэнергетическая система Белоруссии двадцать лет назад находилась в достаточно хорошем состоянии и даже отличалась новаторскими решениями, которые брали на вооружение и литовские специалисты. Однако постепенно инфраструктура износилась и требует миллиардов долларов на свой ремонт.

При этом А. Лукашенко хочется снизить энергетическую зависимость от России, но пока безуспешно. Сильнее всего, как было сказано выше, она ощущается в нефтяном и газовом секторе. Так нефть, перерабатываемая на Мозырском и Новополоцком НПЗ - российская. Получаемый бензин тоже забирает Россия, а Белоруссии остаются лишь вторичные продукты переработки, такие как мазут, который она экспортирует через Клайпеду. Через нее же белорусы получали венесуэльскую нефть. Это был интересный политический шаг, которым Минск хотел показать, что он может импортировать «черное золото» не только из России, но в долгосрочное сотрудничество это все не переросло. 

С газом еще печальнее. Долгое время Белоруссия зарабатывала хорошие деньги на транзите российского голубого топлива в Европу, но в 2011 г. Минск продал «Газпрому» последние 50% «Белтрансгаза» (в том числе свой участок газопровода «Ямал-Европа»). Правда, за это цена на газ для Белоруссии снизилась с 260 до 160 долларов за тысячу кубов. Тем не менее, в долгосрочной перспективе эта сделка невыгодна белорусской стороне. Кому как не нам, литовцам, это знать:Литва в свое время по-дешевке продала «Газпрому» часть своей газораспределительной компании «Летувос дуес» и сегодня платит за газ по 500 долларов за 1000 кубометров. Было бы наивно ожидать, что Белоруссию ожидает в принципе иное будущее (и оно уже наступает).

Литва теперь в Клайпеде (как кстати и Украина в Одессе) строит СПГ терминал. Теоретически это в интересах и Белоруссии, но продав свою ГТС России, она не сможет воспользоваться данными возможностями (если конечно «Газпром» не решит по-другому, а он вряд ли это сделает, что подтвердили быстро прерванные переговоры по поводу возможного участия белорусской стороны в литовском проекте).

В последнее время интерес к Белоруссии проявляют инвесторы из Китая. Китайцы готовы инвестировать в нее как в страну у границ ЕС. Они уже скупают предприятия, финансируют строительство электростанции комбинированного цикла с использованием газовой турбины, вкладываются в возведение высоковольтных линий электропередачи (330 кВт), готовы финансово поддержать проект белорусской АЭС. Это не очень нравится Москве, но позволяет Белоруссии почувствовать себя хоть немногим более независимой. Вильнюсу же предстоит ответить на вопрос: «Что выгоднее Литве – больше России или Китая в соседней стране?» 

Лучше всего ей, чтобы там было больше Евросоюза. Тогда бы и белорусам было легче работать с Клайпедским портом, и Литве вести с Белоруссией энергетический диалог. Белоруссия изначально намеревалась строить АЭС в Могилевской области и организовала международный конкурс на предоставление ей ядерных технологий, в котором соревновались четыре компании.Возможно, если бы в конкурсе победила французская или американская, а не российская компания, то и строили бы ее не у границы с Литвой в Островце, а в Могилеве, а Литва несомненно сотрудничала бы с Белоруссией в области ядерных технологий, и наверняка это положительно отразилось бы на литовском проекте АЭС.