Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стиль жизни по иранским нормам ислама означает отказ от «непотребных зрелищ»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкДуховный лидер Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи
Духовный лидер Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мусульманский стиль жизни уходит корнями глубоко в историю ислама. Если хотя бы поверхностно рассмотреть изменения, происходящие в стиле жизни разных сообществ, станет очевидно, что одним из способов их подчинения является изменение привычек, регулирующих жизненный процесс.

 

Мусульманский стиль жизни уходит корнями глубоко в историю ислама. Опыт пророка, отраженный в его стиле жизни, поведении, словах и религиозном становлении, является одним из четырех оснований для понимания божественных заповедей вместе с Кораном, разумом и единым мнением богословов. Данное понятие обладает жизненно важной ценностью, но вместе с тем оно может меняться и, лишаясь религиозности, свести на нет все научно-технические достижения человечества. Если хотя бы поверхностно рассмотреть изменения, происходящие в стиле жизни разных сообществ, станет очевидно, что одним из способов их подчинения является изменение привычек, регулирующих жизненный процесс. Такие страны, как Соединенные Штаты и Великобритания, основали даже специальные научные школы, которые разрабатывают подобные проекты и уже наметили в этой связи долгосрочные программы, доказав на практике свою эффективность во многих странах. Поэтому стиль жизни, составляющий фундамент общества, в случае своего изменения может представлять серьезную угрозу. Именно об этом так часто предупреждает Духовный лидер аятолла Али Хаменеи. И действительно, изменение стиля жизни иранского народа может препятствовать реализации высших идеалов Исламской революции, формированию новой исламской цивилизации и экспорту иранских революционных концепций по всему миру. Поэтому, следуя наставлениям Духовного лидера, чрезвычайно важно разобраться, что представляет собой иранский стиль жизни и как предотвратить проникновение в него чуждых неисламских элементов. Обсудить эти проблемы корреспондент газеты Javan решил с Пейманом Фазлинежадом, высшим специалистом Исследовательского центра издательского объединения Kayhan и автором книг «Кинематограф, политика, свобода», «Рыцари натовской культуры» и «Тайная армия интеллигенции».

 

Javan: Господин Фазлинежад, стиль жизни – это фундамент общества и одновременно угроза для его существования. Духовный лидер неоднократно в своих выступлениях выражал беспокойство по поводу стиля жизни в Иране после Исламской революции 1979 года. Что является основанием для подобного беспокойства?

Пейман Фазлинежад: Стиль жизни имеет настолько важное значение для людей, что в случае его изменения и утраты религиозной составляющей все научно-технические достижения лишаются своей ценности. Именно этим вызвано беспокойство Духовного лидера. Он много раз говорил о том, что после победы Исламской революции наши успехи в распространении исламского образа жизни весьма незначительны. Именно это внушает серьезные опасения, о которых стоит задуматься.

 

- Стиль жизни – ключевое понятие, которое терминологически связано с арабской коранической литературой и составляет один из четырех источников понимания божественных истин наряду с разумом, Кораном и единым мнением богословов. Истинную традицию мы склонны понимать, прежде всего, как пророческую, как «путь посланника божьего», который сводится к благородной жизни. Имея столь фундаментальное основание в религиозной литературе, насколько мы преуспели в трактовке понятия «стиль жизни» и существовало ли его общепризнанное толкование до выдвижения концепции Духовного лидера?

- Касательно стиля жизни, в Иране существуют самые разнообразные концепции и вряд ли можно считать, что по этому вопросу достигнуто единство мнений. Не буду останавливаться на концепциях всех исследователей, занимающихся данным вопросом, но должен признать, что наибольшего внимания в этой связи заслуживают взгляды Духовного лидера, открывшие большой простор для дальнейшего изучения вопроса. Вкратце попробую объяснить то, как в теории аятоллы Хаменеи трактуется проблема «стиль жизни».

Стиль жизни – это «суть поступков и привычек» и «конкретное наполнение взаимоотношений между людьми», которое отражает «убеждения и характер». Поэтому стиль жизни показывает намерения, пристрастия, мотивы и представления людей на фоне обычной жизни. В таком понимании стиль жизни является «междисциплинарной наукой» в системе гуманитарных наук, соприкасаясь с социологией, психологией, экономикой, политологией, культурологией и этнологией. Понятийная база стиля жизни очень неоднородна. К примеру, некоторые исследователи выделяют в ней политическую мотивацию, которую, на самом деле, следует уже рассматривать в рамках политической психологии.

 

- Вы сейчас затронули политическую мотивацию в изучении стиля жизни. Какое внимание сейчас уделяется анализу стиля жизни в современных политических исследованиях?

- Из числа западных исследователей можно в качестве примера назвать иранского профессора социологии Лейденского университета в Нидерландах Асефа Байата (Asef Bayat), который придерживается светских взглядов. В своей книге «Уличная политика» (Street politics) он использовал анализ стиля жизни в оценке революции, произошедшей в Египте, и описал социальные процессы, затронувшие низшие слои общества этой страны. В действительности, путем изучения стиля жизни можно делать вывод о политических мотивах социально-личностного поведения граждан. Более того, посредством политической психологии и попытки прогнозирования ситуации на будущее вполне вероятно определить, каким образом в политическом отношении поведет себя то или иная социальная группа, которая ведет определенный стиль жизни. Разумеется, светские исследователи мыслят очень ограниченно и субъективно, поскольку на основе секулярной идеологии существенно нарушают социальные рамки общества и видят в поведении разных гражданских слоев исключительно материальные мотивы. Ввиду этого наука о стиле жизни важна не только в рамках политических исследований, но и более общих разработках по стратегированию. Вполне очевидно, что стиль жизни следует признать влиятельной научной дисциплиной в современном интеллектуальном пространстве. С точки зрения психологии, мы трактуем стиль жизни по каким-то конкретным деталям, то есть мелко смотрим на реальность, которая массово существует в обществе и каждом его представителе и может быть изучена опытным путем.

 

- Другими словами, вы считаете, что стиль жизни может быть определяющим элементом государственной стратегии?

- Совершенно верно. Стиль жизни как наука помогает прояснить реалистичное понимание существующих социальных, культурных и политических образцов в обществе. При помощи этого можно увидеть, что происходит внутри существующих ценностей. Именно путём изучения стиля жизни возможно узнать о скрытых общественных критериях, оценить социально-культурные условия общества и отчетливо представить себе, по какому пути развивается социум. Именно по этой причине Духовный лидер назвал стиль жизни критерием анализа отдельно взятой цивилизации.

 

- Понятно, что на первый план выходит метод изучения стиля жизни. Каким его видят в Иране?

- Методология исключительно важна в гуманитарных исследованиях. Поскольку факты, измерение и категории стиля жизни являются базой стратегического анализа и более общих выводов, все связанные с ним определения должны быть предельно ясными и объективными. В методологии стиля жизни мы идем от частного к общему и можем почти безошибочно наметить желаемый образ будущего общества. Поэтому изучение стиля жизни является необходимым условием разработки стратегий и прогнозирования будущего. Область и понятие стиля жизни настолько обширны, что отчасти может заменить такие концепции, как класс, народность и нация. К сожалению, в Иране методологический диспут в гуманитарной сфере переживает нелегкие времена, поэтому многие социологические, политологические и культурологические исследования основаны на неверных источниках. Проблемы в обсуждении методов исследования ограничиваются не только областью изучения стиля жизни, но и обнаруживают себя и в других научных дисциплинах. В течение последних четырех лет нашим университетским сообществом предпринята попытка пересмотреть основы методологии гуманитарных наук. Данный логический процесс стал возможен только благодаря наставлениям Духовного лидера, продолжающего начинания имама Хомейни.

 

- Как трактуют стиль жизни западные мыслители и почему в последнее время в США принято соединять два понятия «стиль жизни» и «общественная дипломатия»?

- Возникновение на Западе понятия «стиль жизни» было обусловлено широкой практикой обращения к историческому прошлому, однако это уже тема отдельной дискуссии. Тем не менее, такие явления, как мода и стремление к роскоши, которые считаются яркими признаками в определении стиля жизни, исторически относятся к периоду, последовавшему после масонского переворота в Англии в 1688 году, который еще называют «славная революция». Клэрис Свишер (Clarice Swisher) в своей книге «Славная революция» (The Glorious Revolution) пишет: «Наступившее вслед за революцией 1688 года процветание принесло с собой следование моде, получившее распространение среди высших слоев общества. Благодаря этому состоятельные граждане смогли по-новому демонстрировать свое богатство». Конечно же, немногие западные историки отмечают, что это благосостояние было заработано английской знатью путем работорговли и разграбления природных богатств стран Востока.

В Соединенных Штатах проблема стиля жизни с самого начала была тесно связана с концепцией «социальной инженерии». Понятие стиля жизни в этой стране начали обсуждать в конце XIX века, когда возникла «чикагская школа социологии». Одним из видных основателей этой школы и теоретиком «практического либерализма» был крупный американский философ Джон Дьию  (1859-1952). Именно его учение легли в основу воспитания либерального человека. В начале ХХ века Дьюи стал центральной фигурой «чикагской школы» и занимался, прежде всего, разработкой теории педагогики, согласной которой «практический либерализм» должен был проникать в человеческое сознание и психику с детского возраста. Достижение подобной цели требовало осуществления научно-образовательной революции во всем мире, которая и началась с создания так называемой экспериментальной школы Дьюи в 1896 году. В первом десятилетии ХХ века слава Дьюи докатилась даже до Советского союза. В разных странах мира образование стало строиться в соответствии с концепциями этого американского философа, изложенными, в частности в книге «Демократия и образование». Дьюи исходил из того, что «либеральное развитие – есть предел образования», и поэтому для воспитания либерального человека предложил проект «образовательной системы» и «социальной инженерии». С 1932 года он возглавил теоретическую разработку «нового курса» экономической политики американского президента Франклина Рузвельта, главной целью которой было восстановление страны после Великой депрессии. Кстати, сейчас на Западе эти концепции считаются причиной отставания Соединенных штатов. Тем не менее в Иране в период президентства Мохаммада Хатами были созданы государственные школы по образцу Джона Дьюи. В них учеников должны были воспитывать по конкретным образовательным моделям,  утверждающих преимущество стиля жизни по-американски!

В США стиль жизни неразрывно связан с либеральной социальной инженерией. Австрийский философ еврейского происхождения Карл Поппер (1902-1994), который, кстати, считается крестным отцом иранских реформаторов, в описании «политически либерального стиля жизни» и способа моделирования политического поведения основывается на принципе «открытого общества» и утверждает, что политическую программу в обществе следует воплощать путем последовательной социальной инженерии. В связи с этим все претензии либералов относительно установления свобод кажутся полным бредом.

 

- С какого времени точно американцы при помощи социальной инженерии занимаются распространением либерального образа жизни?

- Стиль жизни как понятие стало употребляться в научной американской литературе с начала ХХ века. Пальма первенства в этом отношении принадлежит философам-прагматикам. Однако отчетливо реанимировал это понятие в 1929 году один еврейский психолог по имени Альфред Адлер (1870-1937). После Первой мировой войны в венских школах он стал организовывать «детские реабилитационные клиники» и в 20-х годах его теория индивидуальной психологии завоевала большую популярность. Адлер был одним из приближенных Зигмунда Фрейда, но впоследствии отошел от него, потому что был уверен, что известный психолог всего лишь мошенник, использующий в своем «психоанализе» грязные методы. В психологии Адлер считал стиль жизни комплексом убеждений, ценностей, предпочтений, моделей поведения и психического состояния. В этом понимании популярная музыка, телевидение и реклама должны создавать потенциально возможный пример стиля жизни. Данная теория, способная убедить людей принять либеральный образ жизни и поверить в пресловутую «американскую мечту», неизбежно обязана осуществляться путем социальной инженерии.

 

- Получается, что, опираясь на подобные теории, американцы полагают, что посредством «общественную дипломатию» или «мягкой войны» могут свести на нет исламский стиль жизни, к примеру, в Иране и установить вместо него американский?

- Для анализа этого процесса следует обратиться к истории образования в Соединенных Штатах. Например, Сэмюэл Хантингтон (1927-2008) был одним из самых влиятельных теоретиков в области американской безопасности, о чем мало знают в Иране. О его концепции «стиль жизни» также известно немногим. В своей книге «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» он видит успех политической системы США в «создании идентичности». Хантингтон убежден, что вопреки наличию большого числа иностранных граждан, представляющих разные, иногда антагонистские, религии и культуры, Соединенные Штаты смогли успешно унифицировать национальную идентичность всех своих граждан в ходе так называемого процесса американизации. По мнению Хантингтона, прочность американского общества основывается как раз на американизации и экспорте своего стиля жизни. Он строит свою концепцию на базе модели «центр-периферия», или «север-юг», и утверждает, что американизация стиля жизни в других странах приведет к максимальному увеличению стратегической глубины США, поэтому на «периферии», на «юге» необходимо создавать стиль жизни по-американски.

 

- Можно ли сделать вывод о том, что американцы, оказывая свою экономическую помощь, преследуют цель распространить собственную гегемонию? Вызвана ли экономическая помощь культурными и политическими целями?

- Именно так. Американцы обычно рассчитывают свои проекты таким образом, чтобы оказать максимальное влияние на общественность страны. Интересно то, что политическую подоплеку имел даже проект помощи Европе после Второй мировой войны, так называемый план Маршалла. В нем подчеркивалось, что реализация данного плана будет выгодна для США в том числе и с политической точки зрения, потому что общественная реакция на него будет такова, что создаст препятствия для развития коммунистических идей в европейских странах. Например, утверждали, что восстановление экономики Германии по либеральной модели преградит доступ коммунистов к власти в этой стране. Лозунги госсекретаря Джорджа Маршалла заслуживают внимания. Он утверждал, что его проект не направлен против какой-то страны или теории, напротив, его целью является борьба с бедностью, голодом, анархией и безработицей. Тем не менее, сегодня американцы сами признают, что «план Маршалла» был попыткой экспорта американских ценностей и стиля жизни, и считают его одним из основных орудий своей «общественной дипломатии». Крупные американские теоретики «мягкой войны», такие как Джозеф Най (Joseph Nye), называют «план Маршалла» началом становления «мягкой власти» США. Другой американский исследователь Эдвард Берман (Edward Berman) в своей книге «Идеология филантропии» (The Ideology Of Philanthropy) пишет, что, согласившись на «план Маршалла» некоторые европейские страны автоматически приняли капиталистическую идеологию. В период президентства Джорджа Буша-младшего Белый дом инициировал исследовательскую программу под названием «Уроки «плана Маршалла» для продвижения реформ в Иране и на Среднем востоке». Данный факт показывает, что план по восстановлению Европы после Второй мировой войны до сих пор считается американцами удачным экспериментом, актуальным и поныне. В действительности, они воображают, что «план Маршалла» представляет собой образец «культурной агрессии» для продвижения процесса «американизации» Ирана, который должен привести к увеличению стратегической глубины и гегемонии США на Среднем востоке. Однако планы американцев в Иране многократно раскрывались в речах Духовного лидера.

 

- Чем отличается в современном иранском обществе исламский стиль жизни от американского? Как проявляется эта разница в искусстве, культуре и политике?

- В своем анализе стиля жизни и отличия исламской цивилизации аятолла Хаменеи концентрируется на концепции веры, считая ее центральным понятием. На мой взгляд, американскому стилю жизни можно дать такую характеристику – «любовь к непотребным зрелищам». Так его назвал видный американских философ французского происхождения Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard). В своей книге «Америка» он пишет: «Эта страна является оригиналом модернизации и не имеет в себе никакой фундаментальной истины. Она вынуждена все демонстративно воссоздавать. Все в ней искусственно. Легкомыслие этого общества показывает его свободу. «Политика» распускает себя в пропагандистском порыве. Сексуальные наклонности проявляются открыто во всей их извращенной форме. Традиции ослабевают в несдержанном следовании моде. Здесь стали ватными не облака, а мозги. О, да! Разрушение модернизма поистине вызывает удивление. В этой стране все свидетельствует о том, что смерть нашла здесь свой приют». Подобный стиль жизни по-американски можно наблюдать в мировоззрении музыкальных групп, таких как «Битлз». Ее солист Джон Леннон в 70-х годах исполнял композицию «Бог» («God»), в которой пел: «Бог – концепция, которой мы можем измерить нашу боль». В той же песни далее он отвергал все убеждения, распространенные в обществе того времени, и заявлял: «Я верю только в себя». В этом и состоит вся гуманистическая идея жизни по-американски. С определенного исторического этапа философия «Битлз» стала во всем мире распространяться американцами как образец жизни. Сейчас аналогичные тенденции называются «культурным проникновением посредством общественной дипломатии», учитывая то, «мягкая война» американцев противостоит соперничающим идеологиям, в частности, движению «чистого ислама». Упоминавшийся ранее Джозеф Най в своей книге «Мягкая власть» (Soft Power) пишет: «Искушение всегда эффективнее ненависти». Именно поэтому американцы всегда пытаются использовать достижения культуры, чтобы вызывать в людях реакцию на уровне инстинктов. Обратите внимание на то, как в Иране продвигают британского исполнителя Элтона Джона и о чем он поет. Ведь нельзя забывать, что этот певец приближен к королевскому двору Великобритании, а также не скрывает своей нетрадиционной сексуальной ориентации, являясь идолом европейской гей-культуры. Тем не менее, к сожалению, музыкальные альбомы этого исполнителя совершенно свободно продаются в Иране с разрешения Министерства культуры и исламской ориентации, впрочем, точно также как и пластинки «Modern Talking».