Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Строгие банковские правила осложняют бизнес в Китае

Китайские банки работают под девизом: контроль – хорошо, но больше контроля – еще лучше. Что должны учитывать немецкие предприятия, когда они хотят получить деньги для развития своего бизнеса в Китае

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайские банки работают под девизом: контроль – хорошо, но больше контроля – еще лучше. Что должны учитывать предприятия, чтобы получить деньги на развитие бизнеса в Китае? На самом деле даже те фирмы, которые оплачивают инвестиции из собственного кармана, предпочитают в Китае не использовать средства из собственной кассы.

Для Бернда Бублиса (Bernd Bublies) это простая вычислительная задача. Ставка рефинансирования Центрального банка - Народного банка Китая - составляет 6%. В то же время европейские межбанковские ставки предложения Euribor и Libor колеблются в интервале от 0,25% до 0,75%. «Поэтому долгосрочное финансирование мы предпочитаем получать в Германии, - отмечает Бублис, финансовый менеджер компании по производству вентиляторов ebm-papst в расположенном к востоку от Штутгарта городе Мульфингене (Muflingen). С помощью китайских банков это семейное предприятие финансирует по большей части краткосрочные расходы, связанные с приобретением материалов или выплатой заработной платы. Все больше немецких фирм используют для своего бизнеса кредиты, которые они получают в Срединной империи, в том числе в китайских банках или в отделениях иностранных банков в Китае.  Однако предприятия из Германии по-прежнему используют свои домашние банки как партнеров, прежде всего - в качестве инвесторов.

На самом деле даже те фирмы, которые оплачивают инвестиции из собственного кармана, предпочитают в Китае не использовать для этих целей средства из собственной кассы. «Предприятия не хотят переводить свой собственный капитал в Китай», - подчеркивает эксперт по Китаю банка HSBC в Дюссельдорфе Бенрхард Эссер (Bernhard Esser). Это происходит потому, что, по общему мнению, попавший в Китай капитал уже очень сложно будет вывести из страны. Поэтому предприятия используют кредиты своих немецких банков.

Читайте также: Рейтинги гигантских банков снижаются


Независимо от способа получения компаниями денежных средств, китайские власти ведут тщательное наблюдение за тем, выполняют ли немецкие предприятия все установленные правила. Хотя они, по мнению Эссера, все еще продолжают оставаться для европейских менеджеров непривычными.

В любом случае получение денег для представителей среднего бизнеса в Китае продолжает оставаться непростой  задачей. Для этого предприниматели должны выполнить определенные условия. «Тот, кто хочет получить там кредит, должен представить доказательства того, что он на своем основном немецком рынке в течение продолжительного времени был успешным», - подчеркивает генеральный менеджер Торговой палаты в Шанхае Кристоф Ангербауэр (Christoph Angerbauer).

Вместе с тем, китайские финансовые институты испытывают сложности с оценкой безопасности за пределами Китая в том случае, если предприятия обращаются к ним за кредитами. «Часто они, например, не считают убедительной гарантию материнского предприятия», - отмечает глава отдела по работе с компаниями отделения банка Deutsche Bank в Китае. Кроме того, китайские банки, финансирующие дочерние филиалы иностранных предприятий, по большей части ориентированы на работу с отделениями соответствующих концернов.

Банк HSBC в Лондоне


В Китае все больше представителей среднего бизнеса

При этом западная клиентура этих банков в Срединной империи стремительно меняется. В последнее время более половины немецких предприятий, имеющих дочерние отделения в Китае, являются представителями среднего бизнеса. Тогда как 20 лет назад их доля составляла всего 20%. И эти иммигранты из Германии постоянно нуждаются во все большем количестве денежных средств для развития своего бизнеса. По данным Немецкой торговой палаты в Шанхае, половина из них планируют увеличить свои инвестиции. И почти все они используют для этого чужой капитал. Так как это избавляет их от затратных кредитных процедур, существующих в этой стране с населением в 1,3 миллиарда человек. «Длительные проверки финансирования иногда ставят под угрозу существование бизнеса», -  подчеркивает один из знатоков китайской финансовой системы. Тот, кому нужны средства для инвестиций или покрытия текущих расходов, должен получить одобрение своих планов по получению кредитов от Государственного управления Китая по валютному контролю SAFE (State Administration on Foreign Exchange). «Вы не можете с помощью денег обосновать вашу существующую структуру собственности, вы не имеете возможности предоставить их в качестве кредита дочернему предприятию», - предупреждает менеджер банка HSBC Эссер.

Также по теме: «Китайская модель» экономики - это миф

Но и это еще не все. Часто девиз китайских банков: контроль – хорошо, но больше контроля – еще лучше.

Поэтому может случиться так, что китайский банк сразу переведет деньги поставщику, а не заявителю. Так, например, финансовый менеджер компании Ebm-papst  Бублис тщетно пытался убрать из кредитного договора пункт, предоставляющий китайским банкам подобное право. «За последние 12 месяцев китайский банк уже несколько раз воспользовался существующим пунктом», - отметил Бублис.

Да и указание о прекращении роста выдаваемых кредитов, которое правительство в Пекине выдает китайским банкам, нередко стоит немецким менеджерам и денег, и нервов. «В таком случае в банк на чай приходят представители государственного банковского контроля», - продолжает Эссер из банка HSBC. Эти дамы и господа просят показать им кредитовые остатки, после чего они, например, могут принять такое решение: «В следующем квартале, пожалуйста, выдайте кредитов на 5% меньше».

С китайской точки зрения понять это можно, так как таким образом представители государственного контроля над банками пытаются сдержать рост инфляции. В последний раз это происходило в конце 2007 года и в начале 2011 года. Однако страдают от этого сами предприятия. «В подобном случае кредитная линия закрывается, и предприниматель должен найти себе новую, а сделать это во время действующих ограничений на выдачу кредитов непросто», - говорит Эссер из Банка HSBC.

Проблемы, связанные с получением наличности в Китае

Часто в подобных случаях только краткосрочные займы у немецких материнских компаний могут помощь закрыть образовавшиеся бреши. «Но и тогда процесс длится не от трех до 14 дней, как обычно, а от трех до шести месяцев», - признается Эссер. Для немецких предприятий среднего бизнеса, а также для их домашних банков, призванных позаботиться о том, чтобы деньги как можно скорее попали в Ухань (Wuhan), Пекин или Шанхай, эти процедуры вызывают настоящий ужас.

Читайте также: Упорная гонка российских банкиров в Нью-Йорке

Предприятия, получающие финансирование от банка в Германии или от собственного материнского предприятия, в меньшей степени могут опасаться подобного рода проблем с наличностью. И они имеют возможность избежать детального контроля со стороны банков и властей, а также сэкономить деньги. Можно сказать, что лишь немногие предприятия получают в Китае такие же условия для работы, как у себя на родине.

Однако это и не является целью китайского правительства. И оно принимает меры против роста иностранного чужого капитала. Для этого оно внимательно следит за финансовыми брешами, которые после вывода собственного капитала должны покрываться за счет кредитов – речь идет о так называемом разрыве заимствования (borrowing gap). Это означает, что правительство устанавливает для иностранных компаний, основывающих предприятие в Китае или приобретающих какую-либо фирму, определенные правила – они должны включить собственный капитал как часть инвестиционной суммы. «Остаток предприятия имеют возможность покрыть за счет взятых за границей кредитов», объясняет немецкий банкир Хеннинг (Henning). - Они могут взять кредит в евро или в юанях, например, в банке в Гонконге или получить финансирование от материнского предприятия».

Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне


Размер предписываемой доли собственного капитала при сумме свыше 30 миллионов долларов может составить 33%, а при сумме меньше миллиона – до 70%. В этом случае предприятиям не о чем вести переговоры. «Это должен быть настоящий собственный капитал, то есть находящиеся в Китае деньги или оборудование, и это не может быть кредитом материнского предприятия», - подчеркивает Эссер.

Никаких трюков

На практике это предписание означает, что доля чужого капитала постоянно сокращается в то время, когда предприятие рассчитывается по кредитам. Чтобы увеличить финансирование со стороны до первоначального уровня, предприятия вынуждены подавать новую заявку. А это требует времени. «Поэтому менеджеры должны планировать свои инвестиции с самого начала абсолютно точно», - отмечает менеджер банка HSBC Эссер. В противном случае, по его мнению, в определенной ситуации ликвидности может не хватить.

Также по теме: Период быстрого роста китайской экономики остался в прошлом?

Эксперты настоятельно не советуют разного рода ловкачам пытаться обойти предписанные процедуры. Ничто не ускользает от контроля китайского правительства. Оно запрещает финансовые вливания из-за границы с помощью строгого валютного контроля и внимательно следит за выдаваемыми внутри страны кредитами.

Якобу Рименшнайдеру (Jakob Riemenschneider), адвокату и эксперту по Китаю международной адвокатской фирмы Taylor Wessing, известно одно предприятие, которое следующим образом предоставило своему дочернему предприятию ссуду: эта фирма просто предъявила завышенный счет материнскому концерну за осуществленную поставку внутри концерна. Таким образом деньги были направлены в Китай без разрешения со стороны местных властей.

В результате эта фирма нарушила существующие в Китае правила. Последствия совершенного нарушения материнская компания почувствовала очень быстро. Когда она захотела получить назад перечисленные средства от своего дочернего предприятия в Китае, его власти запретили намечавшийся трансферт. «Это предприятие позднее так и не смогло перевести скрытый заем материнскому концерну, так как предоставленный кредит не был должным образом зарегистрирован китайскими властями», - добавил эксперт по Китаю Рименшнайдер.