Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Черные списки

США приняли закон Магнитского, Клинтон обвиняет Россию в советизации соседей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия составит «черный список» обвиняемых в нарушениях прав человека должностных лиц США, включенным в этот список лицам откажут в визах и заморозят их банковские счета. Странная шутка? Нет, это часть обещанного Москвой ответа на принятие в США так называемого закона Магнитского, который предусматривает такие санкции против тех, кто нарушает права человека в России.

Россия составит «черный список» обвиняемых в нарушениях прав человека должностных лиц США, включенным в этот список лицам откажут в визах и заморозят их банковские счета. Странная шутка? Нет, это часть обещанного Москвой ответа на принятие в США так называемого закона Магнитского, который предусматривает такие санкции против тех, кто нарушает права человека в России.
 
Сенат США 7 декабря убедительным большинством принял закон, который увязывает торговлю с Россией с соблюдением прав человека в этой стране. В ноябре такой закон одобрила Палата представителей Конгресса США. Подготовленный Сенатом вариант вначале предусматривал распространение условия о соблюдении прав человека и на другие страны. Однако для согласования двух версий закона потребовалось бы время, а так как полномочия нынешнего состава Конгресса вскоре нужно будет утверждать заново, это означало бы, что необходимо еще раз начинать законодательный процесс. Сенат решил принять закон в упрощенном варианте, а потом его можно будет дополнить. Президент Барак Обама сказал, что не замедлит с его подписанием.
 
Закон напрямую затронет, прежде всего, около 60 российских должностных лиц, которые ответственны за гибель сотрудника британской адвокатской фирмы Firestone Duncan, гражданина России Сергея Магнитского. Он оказывал услуги американскому инвестиционному фонду Heritage Capital Management, в 2008 году раскрыл схему, при помощи которой группа российских чиновников, полицейских и представителей организованной преступности похитила 230 миллионов долларов США, уплаченных фондом в виде налогов. Адвоката арестовали те же полицейские, участие которых в схеме он раскрыл. После продолжавшихся год пыток в тюрьме с целью вынудить отказаться от показаний Магнитский 16 ноября 2009 года умер.
 
Ограничения в законе вроде бы относятся к узкому кругу лиц. Однако один из авторов документа сенатор Бенждамин Кардин подчеркнул, что «этот закон является нашим стандартом» отношения ко всем нарушителям прав человека в России и в других странах мира. Он призвал другие государства последователь примеру законодателей США.
 
Россия яростно противилась принятию закона и грозила как «симметричными», так и «ассиметричными» контрмерами. Из Кремля прозвучали упреки в нарушениях прав человека и демократии и в США, и в Европейском союзе, в странах которого идут дискуссии об аналогичных ограничениях для российских должностных лиц. А сразу после голосования в Сенате министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что сенаторы забыли, «какой сейчас год в  Вашингтоне, и считают, что по-прежнему холодная война»
 
С принятием закона Магнитского не начнется новая холодная война в отношениях США и России, и можно прогнозировать, что после громкого блефа с отдельными «ответными мерами» (например, Россия рассматривает возможность запретить импорт мяса из США и может демонстративно отказать в визах некоторым американцам) Кремль будет стараться запрятать этот вопрос под ковер. Путин как тот,  кто устанавливает и контролирует глобальные стандарты соблюдения прав человека, - не совсем убедительный имидж президента России. Это не сочетается с реализуемыми им мероприятиями по целенаправленному ограничению демократии и защитой «суверенных прав» своего и других авторитарных режимов в мире.
 
Но, хотя тектонических сдвигов в отношениях двух стран не ожидается, коррекции происходят. Госсекретарь США Хиллари Клинтон именно в день принятия закона в ходе конференции в Дублине, где она встретилась с Лавровым, заявила, что Россия хочет заново советизировать соседние страны, хотя и называет это иначе, и США будут стремиться не допустить этого. Клинтон критиковала также попытки России криминализировать проявления гражданского общества и упомянула ряд принятых в последнее время законов, ограничивающих деятельность неправительственных организаций. Сказанное руководителем внешнеполитического ведомства США существенно отличается от тона реализовавшейся до сих пор администрацией Обамы политики «перезагрузки».
 
Принятие закона Магнитского попало в самое уязвимое место путинской мафиозной вертикали власти. В дальнейшем каждый член «семьи» системы должен иметь в виду, что выполнение приказов режима уже автоматически не означает безнаказанность, к тому же, может угрожать самому ценному - хранимым за границей деньгам и возможности въезда в США, а впредь, возможно, и в другие страны, в которых эти деньги задумывалось тратить. Пример законодателей США может воодушевить и других быстрее продвигаться к принятию аналогичных законов. (Кремль уже предостерег Канаду и европейские страны не делать этого).
 
Для Латвии принятие закона Магнитского и связанные с этим процессы даже актуальнее, чем для других государств Европы. Во-первых, очень прямым образом – часть украденных в результате преступной схемы денег отмывалась через банки Латвии, а также опосредованно и политически. До сих пор именно Латвию и Эстонию Москва всегда упоминала, как страны ЕС, в которых нарушаются права человека. Но теперь это средство политического давления все больше теряет достоверность, потому что мы остаемся в тени самого злостного, на взгляд Кремля, нарушителя прав человека – Америки.
 
Латвия – как раз наоборот - все чаще становится страной, которую выбирают граждане России, опасающиеся ухудшения ситуации в сфере безопасности на своей родине. Их выбор – это дополнительный аргумент и против клеветы России, и против искушений ее «мягкой силы». И в пользу принятия в Европе введенных законодателями США норм.
 
Перевод: Лариса Дереча.