Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шоу должно продолжаться: молодое искусство из России после «панк-процесса»

Выставка I AM WHO I AM в Дюссельдорфе могла бы обеспечить медийный успех новой волне молодого искусства из России. Если бы не Pussy Riot

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Традиционная выставка молодого искусства из России открылась 14 сентября в дюссельдорфском пространстве KIT («Искусство в туннеле»). У экспозиции, умно и стильно составленной кураторами Ольгой Свибловой и Екатериной Иноземцевой и лишь случайно «вписавшейся» в контекст официального Года российской культуры в Германии, были бы все шансы на медийный успех. Если бы не Pussy Riot.

 

I AM WHO I AM (Я есть, кто я есть) - очень старая песня, родом из мюзикла «Клетка для безумцев». В свое время она стала гимном европейских гомосексуалов и гремела на всех дискотеках 80-х годов. Но об этом подтексте едва ли думали организаторы выставки молодого искусства из России, открывшейся 14 сентября в дюссельдорфском выставочном пространстве KIT («Искусство в туннеле») - Дюссельдорфский выставочный зал (Kunsthalle Düsseldorf) и московский Мультимедиа арт-музей (MMAM). Выставочный зал, кстати, действительно оборудован в подземном пространстве, появившемся в качестве «побочного продукта» при строительстве подземного туннеля вдоль Рейна, сильно разгрузившего центр города от автомобилей.

 

Дюссельдорф-Москва

 

Шоу - очередное «показательное выступление» россиян в Дюссельдорфе, городе, где, благодаря сотрудничеству московских высших арт-школ с Дюссельдорфской художественной академией, на протяжении последних 20 лет регулярно проходят выставки молодого искусства из России. У экспозиции, умно и стильно составленной кураторами Ольгой Свибловой и Екатериной Иноземцевой и лишь случайно «вписавшейся» в контекст официального Года российской культуры в Германии, были бы все шансы на медийный успех. Если бы не Pussy Riot.

 

Вернисаж в ожидании демонстрантов

 

В настоящий момент любое событие, связанное с русской культурой, воспринимается в Германии в контексте суда над участницами поп-группы Pussy Riot. Немецкий соорганизатор выставки и директор KIT Гертруд Петерс (Gertrud Peters) сообщила журналистам на пресс-конференции, что немецкие сторонники осужденных панк-танцовщиц обещали «прийти на вернисаж в масках и с барабанами».

 

На неудобные вопросы, не имеющие непосредственного отношения к выставке, пришлось отвечать и харизматичной Ольге Свибловой. «Девушки из Pussy Riot сами признали, что переступили тот порог, который нигде нельзя было переступать, - сказала куратор выставки и директор MMAM в интервью DW. - Но если мы говорим о наказании и самом процессе, то и процесс выглядел странно, и наказание выглядит просто абсурдно. За хулиганство надо наказывать, как за хулиганство. Я надеюсь на механизмы условно-досрочного освобождения».

 

«Группе Pussy Riot это ситуация с заключением сделала карьеру, - продолжила Ольга Свиблова не скрывала досады. - Возможно, это звучит цинично, но, к сожалению, это так. С другой стороны, это живые люди и матери малолетних детей! Власть - это люди, и они иногда делают чудовищные глупости. Но я думаю, что сегодня все, кто помог девочкам получить всемирную известность, тоже делают чудовищную глупость».

 

От 16 и старше

 

Следует отметить, что современному искусству из России, которому еще далеко до международного признания, Pussy Riot действительно оказали дурную услугу. В сложившейся ситуации все, что не помечено лейблом «протест», автоматически оказывается под подозрением в конформизме. Порою это даже напоминает бессмертный текст Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»: «Не верю, штоп сей офицер храбр был; ибо это тот самый Таптыгин, который маво Любимова Чижика сиел!» При этом формы размышления над настоящим и будущим общества могут быть и более утонченными, чем рэп в храме. Это лишний раз доказывает шоу в Дюссельдорфе.

 

Большая часть работ сделана молодыми людьми в возрасте от 16 до 26 лет - студентами или выпускниками академии имени Родченко, а также тремя преподавателями того же учебного заведения. Доминирует фотография, слегка «разбавленная» инсталляциями и другими объектами. Большая часть фотографий - социального или антропологического характера.

 

Молодые люди исследуют пространство постсоветских городов, постиндустриальные ландшафты. Портретные фотографии пытаются проникнуть в душу поколения тотальной коммуникации. Особенно остро и болезненно смотрятся работы Анны Складман, снимавшей детей «новых русских» в тех «ролях», которые они сами себе придумали.

 

Сильные работы представил младший участник выставки, уроженец Грозного Аслан Гайсумов. Это - растерзанные, взорванные, разрезанные и собранные из кусков книги. «Мне кажется, эти объекты отражают ситуацию в моей стране, в Чечне, - говорит Аслан. - Чувствую ли я себя свободным? И да, и нет. С одной стороны - посадили Pussy Riot. С другой стороны, свобода - дело индивидуальное».

 

Жизнь без утопии

 

Обращает на себя внимание то, что два главных «оппонента», с которыми ведут диалог молодые художники России, это - две больших утопии 20 века, явно не утратившие актуальности и сегодня: русский авангард и «архипелаг СССР», от платоновского «Котлована» до «советского космоса». Один лишь аспект диалога сегодня 20-летних с Татлиным, Малевичем и Родченко заслуживал бы отдельного пристального рассмотрения.

 

Вечером после вернисажа все, как водится, разговорились, развеселились и совсем забыли об обещанной демонстрации. «Ах, так ведь дождь пошел, - весело отмахнулась Гертруд Петерс. - А у нас так: когда дождь - никаких демонстраций!»