Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Деревянные расчеты: оплата за газ в российских рублях создаст иллюзию валютной стабильности

Как свидетельствует опыт последних лет, руководство Украины любит простые, «сладкие» решения, которые в скором времени становятся ядом

© коллаж ИноСМИГаз и Украина
Газ и Украина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пресс-служба НБУ недавно сообщила, что по результатам встречи их шефа Сергея Арбузова с руководством Минфина, Центробанка РФ и Газпрома было достигнуто соглашение об осуществлении расчетов за потребленный Украиной газ российскими рублями. Упомянутая встреча состоялась для выполнения предыдущих договоренностей Николая Азарова и Владимира Путина во время недавнего саммита руководителей правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге.

ресс-служба НБУ недавно сообщила, что по результатам встречи их шефа Сергея Арбузова с руководством Минфина, Центробанка РФ и Газпрома было достигнуто соглашение об осуществлении расчетов за потребленный Украиной газ российскими рублями. Упомянутая встреча состоялась для выполнения предыдущих договоренностей Николая Азарова и Владимира Путина во время недавнего саммита руководителей правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге.


Причем, вопреки давно известным амбициям российского премьера относительно преобразования рубля в резервную валюту, по крайней мере регионального масштаба, Николай Янович интерпретировал тогда эту составляющую договоренностей чуть ли не как большую уступку, акт доброй воли Москвы. Дескать, для оплаты газа ежемесячно приходится извлекать около миллиарда долларов из валютных резервов НБУ, которые в последнее время нечем пополнять, ведь торговый баланс ухудшается, а МВФ больше кредитов просто так давать не хочет.

 

Также по теме: Будет ли длинным рубль, за которым погналась украинская власть?


Вслед за Азаровым в НБУ также убеждают: достигнутые договоренности важны тем, что предоставляют украинской стороне «возможность маневра», который поможет избегать колебаний на валютном рынке во время осуществления больших платежей российскому монополисту. В этом контексте показателен тот факт, что сразу после визита Арбузова в Белокаменную, 28 октября, директор генерального экономического департамента НБУ Игорь Шумило заявил, что «оснований для ослабления национальной валюты, тем более существенного, нет». Хотя предыдущая информация об уменьшении объемов золотовалютных резервов в сентябре почти на $3 миллиарда свидетельствовала, казалось бы, об обратном. Поэтому понятно, что тактически для Арбузова достигнутое в Москве согласие стало настоящим спасением на фоне неопределенной перспективы сотрудничества с МВФ.

Тактически потому, что принципиально, в долгосрочном смысле, переведение расчетов за газ в рубли создаст лишь иллюзию ослабления дефицита валюты, собственно лишь ее части - долларов США. Вместе с тем Украина уже в ближайшее время столкнется с колоссальным дефицитом российских рублей, который в дальнейшем лишь будет увеличиваться. Ведь с 2010-го, после перерыва в 2005- 2008-м, снова наблюдается прогрессирующее ухудшение торгового сальдо с РФ. Дефицит торговли товарами с северным соседом за восемь месяцев текущего года составлял $6,3 миллиарда против $4,9 миллиарда за соответствующий период прошлого.

Поскольку за 2010-й весь этот показатель равнялся $8,77 миллиарда, а профицит торговли услугами не перекрыл даже его половины ($4,36 ммиллиарда), то в 2011-м, когда цены на российские энергоносители для нас росли значительно быстрее, чем, например, тариф на их транспортировку, ключевую статью украинского экспорта услуг в РФ, можно ожидать, что дефицит торговли с Россией по итогам 2011-го достигнет эквивалента в $6-8 миллиарда (или 18-24 ттриллионов рублей)

В Следующем году дефицит торговли, разумеется, меньше не будет, а потому и недостаток рублей придется гасить двумя путями: покупая их у Центробанка РФ за доллары и евро, полученные от торговли с другими партнерами или из тех же резервов НБУ; рублевые кредиты от российского Минфина или банков (например, Газпромбанка, ВТБ, ВЭБ и т.п.). Оба эти сценария не дают Украине никакого реального преимущества, ведь в свете неоднократных заявлений о том, что переход на расчеты в рублях возможен лишь при их привязке к долларовым ценам на российские энергоносители, Киев ничего не выиграет.

Чего не скажешь о России. По первому сценарию будет расти спрос на рубль, который будет иметь важное символическое значение в контексте озвученных Путиным претензий преобразования его в региональное средство расчетов и резервную валюту. И вдобавок  он возможен лишь при наличии у Украины достаточного объема валютных поступлений, но в таком случае теряется заложенный Азаровым и Арбузовым смысл расчетов в рублях. Понятно, что логика настоящих договоренностей будет вести именно ко второму сценарию - трансформации проблемы дефицита долларов в быстрый рост рублевой задолженности перед правительством РФ и/или так или иначе контролируемых им финансовых учреждений, которые давно служат проводниками российской экономической экспансии в Украине. И здесь Москве, в самом деле, проще предоставить Киеву кредит в рублях, так как в этом случае она в конечном итоге будет брать их не из своих золотовалютных резервов или экспортной выручки, а из собственного ЦБ - по принципу Попандопуло «я себя еще нарисую».

 

Читайте также: Действия Кремля дестабилизируют рубль


Более того, пусть и иллюзорное, но «снятие» или по крайней мере послабление валютного дефицита демотивирует нынешнюю украинскую власть заключать электорально рискованные договоренности с МВФ, искать хоть и трудные, но необходимые пути уравновешивания платежного баланса и прекращения прогрессирующего роста дефицита внешней торговли. Как показал опыт последних лет, наше руководство любит простые, «сладкие» решения, которые в скором времени становятся ядом. И через два-три года может оказаться, что «легкие деньги» в виде неограниченной кредитной линии в рублях придется погашать или полнейшим отказом от экономического, а возможно, и политического суверенитета (к тому времени все участники Таможенного союза могут стать членами ВТО и исчезнет формальная отговорка от вступления в него Украины), или стратегическими объектами на манер базы ЧФ, энергетических объектов, транспортной области и т.п.

 


Альтернативой будет лишь рефинансирование бесконтрольно накопленных внешних долгов по принципу, который архитектор Евразийского союза озвучивал после Оранжевой революции в контексте «дотирования» цены на газ, говоря: «Хотите Украину - так платите за нее!» Но захотят ли, скажем, европейцы платить за безответственность украинской власти?

Перевод: Антон Ефремов