Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наложив вето на санкции против Сирии, Россия защитила интересы США

США и Россия
США и Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние два десятилетия Россия была вынуждена пожинать горькие плоды, связанные с экономическими санкциями и прочими действиями США и их союзников против самых разных государств. При этом для Соединенных Штатов было почти неважно, одобрены эти действия или нет Советом Безопасности ООН.

Последние два десятилетия Россия была вынуждена пожинать горькие плоды, связанные с экономическими санкциями и прочими действиями США и их союзников против самых разных государств. При этом для Соединенных Штатов было почти неважно, одобрены эти действия или нет Советом Безопасности ООН. Такова реальность, и ее стоит взять на заметку, думая о недавнем российском решении наложить вето в Совете Безопасности на американское предложение об ужесточении санкций против сирийского режима Асада, ведущего кровопролитную борьбу за выживание против усиливающегося антиправительственного движения протеста.

Прежде всего, задумайтесь о санкциях против Ирака, которые были введены вскоре после операции «Буря в пустыне» в 1991 году, остановившей вторжение в Кувейт. Россия долгие годы пыталась ослабить эти санкции, чтобы получить доступ к долгам режима Саддама Хусейна за поставленное ею до войны оружие и прочие товары. Соединенные Штаты  и их союзники по НАТО игнорировали эти просьбы. Потом были санкции, введенные президентом Клинтоном и НАТО против Сербии – безо всякого утверждения в ООН. За этим последовали бомбардировки Белграда и других городов Сербии, издавна являющейся союзницей России – и опять без утверждения в ООН. То возмущение, которое возникло в России в связи с  данными акциями, вызвало всплеск антизападных настроений в стране.

Кроме того, мы не должны забывать про вторжение в Ирак в 2003 году, которое возглавили Соединенные Штаты  и НАТО – опять же, вопреки протестам России, Германии и Франции. Эта война обошлась в десятки тысяч жизней военнослужащих коалиции и иракцев; она поглотила почти триллион долларов из американской казны и создала в Ираке атмосферу неопределенности по поводу его дальнейшей участи после полного и окончательного вывода американских и союзнических войск. И наконец, в памяти россиян очень свежи воспоминания о сомнительных действиях США и НАТО (особенно Франции и Британии) в Ливии. Россия воздержалась, когда дело дошло до голосования в Совете Безопасности, а потом пожалела, что не воспользовалась своим правом вето. Дело в том, что Соединенные Штаты и европейские державы существенно превысили свои полномочия, которые им давала резолюция СБ ООН. А резолюция эта была написана, чтобы защитить жизнь невинных людей от ответного насилия со стороны режима Муаммара Каддафи. Вместо защиты жизней эти державы без промедлений приступили к свержению Каддафи, что будет иметь совершенно непонятные последствия как для Ливии, так и для всего окружающего ее региона.

В случае с Сирией следует отметить, что Россия материально заинтересована в этой стране, и санкции со стороны Запада вредят ее интересам. В Сирии находится единственная российская военная база на Средиземном море. Россия долгие годы поддерживает с режимом Асада взаимовыгодные торговые отношения. Но в данном случае Россией двигало главным образом беспокойство по поводу непредсказуемости так называемой арабской весны. По мнению России, протестные движения из этой категории вряд ли приведут к установлению демократического государственного строя по западному образцу. Напротив, они могут открыть дорогу к власти националистам и религиозным экстремистам, что будет иметь колоссальные последствия для стабильности региона.

Прежде всего, такие негативные последствия отразятся на главных союзниках Америки в этом регионе, какими являются Израиль и Саудовская Аравия. Если бы я верил в теории заговоров, то у меня возникла бы такая вот мысль. А может, Россия, США и Израиль заключили между собой секретный пакт, по которому Россия и Китай с ведома всех его участников накладывают вето, освобождая Вашингтон от последствий, вызванных дестабилизацией Сирии? В этом случае Соединенные Штаты  выступят перед собственным народом и перед всем миром в роли борца за демократию. Но на самом деле, на теории заговоров меня не купить. Хотя факт остается фактом: неопределенность  и нестабильность на Ближнем Востоке невероятно высока и без новых акций, ведущих к их дальнейшему усилению. Вспомним Египет. Сейчас уже совершенно  очевидно, что любой выход из идущей там политической борьбы, если это не будет военная диктатура, создаст огромные проблемы для США и Израиля – о чем уже сегодня свидетельствуют прошедшие недавно в Египте антиизраильские протесты.

Сегодня уже ясно, что выступление России против войны в Ираке было правильным, и что Соединенным Штатам было бы намного лучше, если бы они не запутались в этой длящейся восемь лет авантюре. В равной степени понятно, что Россия заняла правильную позицию по Ливии, когда заявила, что Соединенным Штатам в условиях масштабной нестабильности в Египте, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах лучше не создавать еще одну зону конфликта в мусульманской Северной Африке.

Соответственно, нет никаких оснований ругать Россию, да и Китай тоже, за их вето в Совете Безопасности. Наверное, вместо этого их следует поблагодарить за попытку сдерживания зоны нестабильности на Ближнем Востоке  в существующих сегодня географических рамках и за недопущение ее распространения на другие страны, оказавшиеся на краю пропасти. В конечном итоге, укрепление стабильности служит интересам Соединенных Штатов как мировой державы, которая стремится предотвратить глобальный хаос, особенно в связи с тем, что хаос этот представляет серьезную угрозу главному союзнику США в этом регионе Израилю.

Андраник Мигранян – директор нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества. Он профессор кафедры политологии Московского государственного института международных отношений, бывший член Общественной палаты, бывший член Президентского совета.