Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Made in China – придумано на Западе?

© РИА Новости Татьяна ЩенковаПолки с "лунными пряниками" (юэбинами) в пекинском супермаркете Carrefour
Полки с лунными пряниками (юэбинами) в пекинском супермаркете Carrefour
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай прославился как страна дешевой рабочей силы и дешевых товаров, которыми он заваливает весь мир. На Западе менеджеры и политики утешают друг друга речами, в которых подчеркивают, что хоть китайская экономика и оказывается первой, идеи и инновации по-прежнему остаются у Запада, и их китайские компании перешагнуть не могут. Китайскую продукцию часто считают некачественной или неоригинальной и скопированной.

Китай прославился как страна дешевой рабочей силы и дешевых товаров, которыми он заваливает весь мир. На Западе менеджеры и политики утешают друг друга речами, в которых подчеркивают, что хоть китайская экономика и оказывается первой, идеи и инновации по-прежнему остаются у Запада, и их китайские компании перешагнуть не могут. Китайскую продукцию часто считают некачественной или неоригинальной и скопированной. Но такой подход в должной степени не принимает во внимание происходящее в данный момент развитие китайского рынка.

К инновациям Китай подошел так же, как и к производству своих товаров: чем больше, тем лучше, потому что в количестве сила. Китайские власти вкачивают огромные ресурсы в университетские программы (уже сегодня Китай может похвастаться большим количеством инженеров и ученых, чем США), а также в науку и инновации (второй крупнейший в мире объем направляемых средств). Помимо этого государство финансово мотивирует компании и университеты регистрировать патенты. Китайские студенты, которые приносят патент, с большей вероятностью получат разрешение на проживание в предпочтительном для них городе, что для молодых китайцев является большим стимулом, если учесть, что количество переселений и передвижений по стране ограничено. За некоторые патенты власти выплачивают бонусы или компенсируют расходы на регистрацию патента. Для активных компаний может быть снижен подоходный налог с 25% до 15%.

Китайские компании к такой тенденции очень быстро приспосабливаются и предлагают своим сотрудникам вознаграждения, если они придут с какой-нибудь запатентованной идеей. Вместе с патентами развилась достаточно новая сфера услуг в области авторских прав. Неудивительно, что Китай в 2010 году по числу зарегистрированных патентов (314 тысячи) приблизился к Японии (337,5 тысячи) и США (327 тысяч). Может так случиться, что по статистике за 2011 год Китай даже опередит США, что станет хорошей пощечиной для всех защитников идеи креативности Запада.

Но на китайский патентовый бум нельзя смотреть только сквозь числа, потому что они в Китае всегда огромные и поражающие воображение. Китайские патенты относятся, прежде всего, к группе так называемых utility patents, то есть технических патентов, которые служат как различные улучшения уже существующих продуктов. Таким образом, очень часто речь не идет о революционных оригинальных идеях, как в случае США или Японии. Именно в «маленьких» инновациях, которые хоть и не меняют рынки, но позволяют вещам работать лучше, китайцы блистают. Таким образом, не стоит ждать, что из Китая в ближайшем будущем придет новый Стив Джобс или Марк Цукерберг, но, с другой стороны, у китайцев, скорее всего, количество в качество перейдет быстрее, чем мы сейчас думаем.

Мотивация китайской гонки за патентами понятна: уважение к защите авторских прав открывает двери для инвесторов в хай-тек отрасли, которых Китай очень ждет. Раньше западные компании в местных органах власти с большим трудом находили хоть какую-то поддержку или желание решить проблемы, связанные с нарушением авторских прав. Но в последние годы западные фирмы начали вступать в бой с китайскими судами и органами и, как ни странно, стали выигрывать споры, в том числе и о финансовой компенсации.

Итак, пришло время понять, что Китай может быть инновационной страной, где местные компании приносят инновации, а не работают исключительно на инициативе транснациональных корпораций. Китайские предприятия с новыми продуктами смогут быть на удивление гибкими. Если они сделают ставку на новую идею, которая в будущем покажет себя как нефункциональная, они не остановятся на старом, а быстро перейдут к новому проекту. Хоть Запад и не хочет слышать, что китайский подход, например в образовании и науке, может вдохновить на реализацию похожих идей во многих областях, особенно с учетом нынешнего экономического развития.

Автор – аналитик Ассоциации по международным вопросам (AMO, Asociace pro mezinárodní otázky)