Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Примирение непримиримых

© REUTERS/Gleb Garanich# 9 мая во Львове произошли беспорядки и столкновения
# 9 мая во Львове произошли беспорядки и столкновения
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему за 20 лет независимости украинское общество не сумело пройти в примирении ветеранов мировой войны тот путь, который смогли преодолеть за меньший период времени иные государства? Этот вопрос вновь возникает в дни, когда мы отмечаем очередную годовщину Великой Победы, воспринимаемой одними нашими согражданами как праздник, другими — как день скорби.

Почему за 20 лет независимости украинское общество не сумело пройти в примирении ветеранов мировой войны тот путь, который смогли преодолеть за меньший период времени иные государства? Этот вопрос вновь возникает в дни, когда мы отмечаем очередную годовщину Великой Победы, воспринимаемой одними нашими согражданами как праздник, другими — как день скорби. Возможно ли в принципе примирение ветеранов Великой Отечественной и УПА, а также — что еще более важно — их наследников? Или эта тема, как и тема языка и внешнеполитического выбора, еще долго будет разделять живущих в разных регионах людей?

Две Украины или одна держава?


События, которые происходили в разных регионах 9 Мая, наводят на массу размышлений. По большей части, к сожалению, грустных. И это не удивительно. На тему примирения, прямо скажем, в первые годы независимости вообще говорили неохотно. Ибо — так уж исторически сложилось — в разных частях Украины славили своих героев, считая, в зависимости от региона, чужих кумиров либо оккупантами, либо предателями, «стрелявшими освободителям в спину». Однако с каждым годом в праздничный и в то же время скорбный день все больше людей пытаются переосмыслить события того времени и дать ответ на вопрос: кто же на самом деле воевал за свободу нашей страны, так ли однозначны те исторические оценки, которые были даны раньше? И возможно ли, пусть не в самом ближайшем будущем, примирить солдат той войны, которые в силу тех или иных обстоятельств оказались по разные стороны фронта?

Два первых президента — Леонид Кравчук и Леонид Кучма, без всякого сомнения, понимали, что тема УПА, национально-освободительного движения, бандеровцев, десятилетиями подававшаяся коммунистической пропагандой в определенном свете, со временем все равно потребует переосмысления, но всячески оттягивали это «со временем». Ибо также понимали, что тема эта достаточно скользкая в политическом плане, того и глядишь может повредить в электоральных войнах. Так что поднимать ее, а тем более ворошить и копаться в ней — как бы себе во вред.

Пожалуй, первую серьезную попытку такого примирения предпринял президент Виктор Ющенко. Было видно, что он искренне хотел этого. Однако, как и во многом другом, его намерения (по самым разным объективным и субъективным причинам) не получили достойной реализации. Более того, видимо, предчувствуя, что второй срок ему не светит, Виктор Андреевич, который со многими принципиальными инициативами, как говорится, тянул до последнего, в пожарном порядке стал «делать» героев из видных деятелей националистического движения. Так появился нашумевший и вызвавший неоднозначную реакцию указ о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере. А до этого, напомню, и Роману Шухевичу.

Однако нужно отметить, что Ющенко хотя бы что-то предпринимал, чтобы представить разные взгляды на очень сложную и противоречивую историю Украины, формировавшуюся на Востоке и на Западе совершенно по-разному, а значит, и воспринимающуюся также по-разному. С другой стороны, при Ющенко явно прослеживался односторонний подход с креном на восприятие истории с точки зрения одной части Украины. Некоторые известные украинские историки даже назвали такой подход «написанием истории Украины как истории Галичины».

Казалось бы, много и упорно критиковавшая Ющенко за такой крен оппозиция в лице Партии регионов и Компартии, придя к власти, сделает подход к истории более объективным, а примирение воинов ВОВ и УПА — более реалистичным. Однако за год, прошедший после президентских выборов, а также за полгода, минувших после выборов местных, раскол единой державы на две Украины в отношении языка, истории, культуры и образования только углубился. Об этом можно судить по высказываниям и политиков, и простых людей как на Востоке, так и на Западе Украины, хотя последних и объединяет общая непростая жизнь и одинаково негативное отношение к первым.

Знамя раздора

Казалось бы, именно в такой непростой ситуации в стране власть и парламентское большинство должны были сделать определенные решительные шаги к примирению общества, минимизировать его раскол по таким непростым, прямо скажем, болезненным разломам, как язык, общая история, отношение к освободителям и оккупантам, в зависимости от их восприятия в разных регионах. И что в данной плоскости придумывает парламентское большинство? Оно вносит в повестку дня ну совершенно «объединяющий страну» вопрос о вывешивании 9 Мая наряду с государственными флагами красных стягов. При этом известный «спикер» фракции Партии регионов Михаил Чечетов заявил: «Мы провели этот закон и защитили честь наших отцов и дедов. Мы единственная страна в мире, где есть политики, которые отказываются от своего героического прошлого. От чего отказываются? От Знамени Великой Победы, пропитанного кровью миллионов людей, которые ценой своей жизни остановили и уничтожили фашизм. Сегодня в Израиле строится монумент Советскому солдату. Весь мир преклоняется перед подвигом, а у нас этого стесняются. У людей мозги какие-то повернутые... В какой стране еще будут стыдиться героических подвигов своих отцов и дедов, которые воевали за свободу? Большинство политиков у нас не умалишенные. Нормальные и здравомыслящие проголосовали, чтобы Знамя Победы гордо реяло на флагштоках в дни праздников. Чтобы ветераны смотрели на это и плакали, чтобы у них были слезы радости. Это для них больше, чем таблетка или лекарства. Главное для них — это память». «Я бы обратился ко всем областным советам, чтоб они поддержали это решение, — добавил другой «регионал» Владислав Лукьянов. — Надеюсь, что мы отбросим раздоры, которые разделяли наше общество. Особенно я бы обратился к областным советам Западной Украины, чтобы они также рассмотрели этот вопрос».

Реакция облсоветов Западной Украины была совершенно предсказуемой. Например, глава фракции БЮТ в Ивано-Франковском областном совете Юрий Романюк заявил «Радио «Свобода», что на принятие такого решения в областных советах западных областей Украины нет никаких шансов. «Не надо снова разделять Украину на Западную и Восточную по религии, по языку, по Бандере, теперь — по красным флагам! — призвал он. — Я обратился к главе областного совета Александру Сычу с депутатским обращением — немедленно созвать вне­очередную сессию областного совета, в случае если Верховная Рада примет этот закон, с целью не допустить такого позора на территории Галичины и Прикарпатья в частности», — сообщил Романюк. А народный депутат от НУНС Юрий Стець считает, что это министр образования «Дима Табачник и его какие-то друзья решили переписать историю моей страны и решили снова внести раскол в наше общество». Вместе с тем депутат Севастопольского городского совета от Прогрессивной социалистической партии Украины Евгений Дубовик заявил: «Фашизм в Украине поднимал голову, а теперь практически встал на ноги при Януковиче. Мы решили показать всему миру, что не все в стране поддерживают эту прозападную, профашистскую теорию, а, возможно, теперь и практику, когда националисты идут по центру Киева с фашистскими приветствиями и знаками». В то же время на пресс-конференции в Киеве народный депутат Украины III и IV созывов, член ЦК Коммунистической партии Украины Юрий Соломатин выдал следующее: «Сидите в своих «схронах», со своими знаменами, со своими символами и не лезьте на ту территорию, которую освобождала Красная армия. И те ветераны сегодня являются советскими. Если вы полезете, получите достойный ответ». Соломатин заявил: противостояние во время празднования Дня Победы возможно в случае, «если эта политическая шпана будет его навязывать».

Короче, как говорят в Одессе, «вы хочете песен — их есть у меня». Вы хотите раскола — получайте! Кстати, два слова про Одессу. Там подсчитали, что на изготовление красных флагов ко Дню освобождения города было потрачено больше денег, чем на помощь ветеранам Великой Отечественной. Судите сами. Одесская городская организация Партии регионов изготовила ко Дню освобождения (10 апреля) 1,5 тыс. красных флагов, стоимость которых составила 55 тыс. гривен. В то же время в честь Дня освобождения Одессы горсовет выделил одноразовую помощь 35 ветеранам-освободителям по 1 тысяче гривен. Как говорят в той же Одессе, это же две большие разницы.

Как стало известно, городским структурам передали 900 флагов для вывешивания на 9 Мая. Еще 600 направили в ветеранские организации города.

Что делать-то?

Вся беда не только в том, что мы не достигли примирения в обществе по поводу оценок нашей неоднозначной истории и отношения к ветеранам, вое­вавшим по разные стороны баррикад, как это было сделано в Испании или Германии, но и в том, что этот фактор постоянно используется политиками для разжигания противостояния в обществе. А ведь пример той же Испании говорит о том, что примирение граждан одной страны, сражавшихся друг против друга, вполне возможно. Или необходимо, чтобы прошло столько же лет, сколько прошло после гражданской войны, и мы теперь не делим героев на красных и белых, а считаем их всех жертвами одной большой войны?
Что нужно для осознания и понимания этой идеи по отношению к жертвам Второй мировой войны? Нужна объединяющая платформа. Пока что ни с одной, ни с другой стороны такой платформы нет. До тех пор, пока воины УПА будут носить на акции и митинги портрет Бандеры, а ветераны ВОВ — портрет Сталина, примирение невозможно. Давно пора ориентироваться на будущее, а не на прошлое. Необходимо обсудить, проанализировать эту проблему, а не делать ее политической целью. Но сделать это должна власть. Инициатива должна идти от нее. Как это было в Испании. Как это было в Германии, где осудили Гитлера, но все понимали и понимают, что рядовые солдаты не виноваты в том, что произошло. Хотя Германия как государство покаялась перед другими народами за злодеяния нацизма.

И еще. Кто-то из мудрых сказал: мы боимся того, чего не знаем. Поэтому нужно, чтобы граждане всех регионов Украины, независимо от языка, на котором говорят, веры, культуры и отношения к героям, больше узнавали о своей истинной истории. Только тогда можно преодолеть стереотипы, а значит, прийти к примирению и объединению. А пока в каждом регионе ориентируются на свои «агитки», по которым все свои — герои, все чужие — враги. Нам всем нужно больше информации и знания фактов. Вопросов много... Процесс будет долгим и сложным для всех. Но этот путь необходимо пройти. Неужели же мы, граждане одной страны, не сможем найти общий язык и взаимопонимание? Ведь сейчас Украина вполне нормально общается с Германией, чьи ветераны в большинстве своем сражались под флагами Гитлера. По прошествии многих лет мы поняли главное — ответственными за гибель миллионов наших соотечественников во время Великой Отечественной войны являются не ветераны Германии — простые солдаты, а политики и военные преступники из числа высшего командования, ими руководившие. Преступники, чьи злодеяния против народов доказаны и обсуждению не подлежат. Поэтому всем нам, даже если для этого потребуется масса времени и усилий, необходимо понять: у нас общая история, у нас общие беды. И виноваты в них не конкретные простые люди, а система. До тех пор, пока мы будем воевать друг с другом, эта система будет побеждать. И тех, кто живет в Ужгороде и Львове, и тех, кто живет в Донецке и Одессе.