Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Белоруссии советского образца репрессии распространяются и на простых людей

© public domainАндрей Вилкин и его жена Светлана
Андрей Вилкин и его жена Светлана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Андрей Вилкин давно пользуется в Белоруссии заслуженной славой как мастер каратэ и первоклассный тренер. Вся гостиная этого патриарх клана мастеров боевых искусств заставлена символами его побед: трофеями с мировых чемпионатов и государственными наградами за «службу Родине». Впрочем, сейчас они ему мало помогли.

Минск — Андрей Вилкин давно пользуется в Белоруссии заслуженной славой как мастер каратэ и первоклассный тренер. Вся гостиная этого патриарх клана мастеров боевых искусств, завоевавших многочисленные призы, заставлена символами его побед: трофеями с мировых чемпионатов и  государственными наградами за «службу Родине».

Впрочем, сейчас они ему мало помогли.

Авторитарное правительство этой бывшей советской республики заклеймило Вилкиных как «врагов народа» (используя именно этот оборот времен чисток сталинской эпохи) за участие в протестах против масштабного мошенничества на перевыборах президента.

Сам Андрей Вилкин, его жена Светлана и их 21-летний сын Алексей оказались в числе тысяч людей, собравшихся на центральной площади города сразу же после декабрьских выборов. Милиция отреагировала жестким насилием, схватив их и сотни других людей и посадив их в милицейские фургоны и отправив их за решетку.

Судья в порядке упрощенного производства приговорил г-на Вилкина и его сына примерно к двум неделям лишения свободы за участие в незаконном митинге и, что довольно странно, за распевание лозунга «Да здравствует Белоруссия!»; г-жу Вилкину продержали в отделении милиции всю ночь, взыскали штраф и отпустили.

Аресты, однако, стали для них только началом неприятностей.

Тайная полиция, здесь до сих пор носящая название КГБ, вначале действовала против лидеров оппозиции и их помощников. Некоторые были отданы под суд и приговорены к тюремному заключению на срок до четырех лет. Но теперь репрессии распространились и на людей, чуждых политике, как семья Вилкиных, которые осмелились открыто заявить о своем недовольстве правительством.

Масштаб репрессивных мер свидетельствует  о том, что президент Александр Лукашенко, ввиду оппозиции со стороны широких народных масс, пришел к выводу, что ему следует укрепить контроль в стране. Помимо выборов, по заявлению независимых наблюдателей, фальсифицированных, население все сильнее страдает от роста цен, ограничения социальной мобильности и правительственного контроля в большинстве сфер общественной жизни.

«Сейчас власти понимают, что могут выжить только за счет провокаций и тотального угнетения», - заявила Инна Кули, руководитель группы белорусских правозащитников «Солидарность».

Как говорят правозащитные организации, десятки людей, принявших участие в акциях протеста, уволены с работы, отчислены из университетов. Правительство лишило права адвокатской практики, по крайней мере, пять адвокатов, представляющих находящихся за решеткой лидеров оппозиции; сейчас сложно найти желающих их заменить.

В значительной мере в основе государственного контроля лежит почти полная монополия правительства в области трудоустройства и образования, заявляет Инна Кулей. За место работы и бесплатное образование Лукашенко требует лояльности. Выбора у большинства людей практически нет. В белорусской экономике советского стиля рабочие места в частном секторе немногочисленны, так же как и независимые университеты.

Применение крутых мер, возможно, отчасти обусловлено событиями за рубежом. Г-н Лукашенко, последний диктатор Европы, как его нередко называют, ясно дал понять, что готов задушить любые попытки организовать мятеж, как это произошло недавно в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

«Если в нашей стране реально возникнет угроза переворота, угроза нашему десятимиллионному населению, - заявил Лукашенко во время визита на военную базу в прошлом месяце, – я не остановлюсь перед использованием вооруженных сил».

Выйдя из тюрьмы, Вилкины обнаружили, что вся их жизнь пошла кувырком.

Оказалось, что супруги Вилкины, работающие инструкторами восточных боевых искусств в Минском университете, якобы оказывают на молодежь плохое влияние, и их заставили уволиться. Им запретили работать в специально для них построенном тренировочном центре при университете, теперь им негде проводить частные занятия.

52-летний Андрей Вилкин заявил, что опасается, что его сына могут выгнать из колледжа и забрать в армию. По данным правозащитных организаций, исключены были больше дюжины студентов, арестованных во время участия в акциях протеста.

«Нужно оставаться лояльным, - говорит Вилкин, ссутулившись над чашкой чая за кухонным столом. – Мы нарушили это правило, и теперь оказались вне игры».
Лукашенко называет таких людей, как Вилкины, предателями и заложниками поддерживаемого Западом заговора, чтобы избавляться от них.

В декабре на площади Независимости в столице собрались десятки тысяч людей, разгневанных мошенничеством на выборах, на которых, по официальным данным, г-н Лукашенко выиграл 80% голосов.

Той ночью было задержано больше 700 человек, которых запихнули в милицейские фургоны и бросили в темные и нередко переполненные тюремные камеры.

Андрей Вилкин отметил Рождество, Новый год и свой 52-й день рождения в тюрьме усиленного режима в городе Жодино, где, по его словам, охранники иногда избивали его (он, по его словам, не сопротивлялся) и оскорбляли словесно. В его камере было холодно, из-за сигаретного дыма нечем было дышать.

Он сказал, что он и его товарищи по заключению из числа участников протеста, развлекались игрой в шахматы, сделанные из черного и из белого хлеба – пока их не обнаружила и не выбросила охрана.

На вопросы о его нынешних перспективах, Вилкин вздохнул. «Не будем об этом, ладно? В Белоруссии я пока не смог найти приличной работы».

Андрей Вилкин работал в Белорусском государственном техническом университете инструктором каратэ с 1988 года. Последние 12 лет его команда одерживает победы на национальном чемпионате Белоруссии по каратэ.

«Сейчас все, сделанное нами за последние годы, кончилось ничем, - заявил он, прикрыв свое усатое лицо рукой. – Вся память о нас будет забыта».

Федор Пантелеенко, проректор университета, заявил, что ему мало известно об этом деле, но что это было «право» Вилкина уволиться с работы, если он этого хотел.
Как и многие люди, собравшиеся на демонстрацию в декабре, Вилкин и его семья раньше никогда не участвовали в акциях протеста. Они не имели связей ни с какими оппозиционными группировками, и из девяти кандидатов оппозиции никого конкретно они не поддерживают.

Однако они, как и другие, участвующие в беседе с журналистами, говорят, что симпатизируют тем, кто призывает к устранению Лукашенко от власти. За 16 лет своего президентского правления Лукашенко, похоже, перекроил страну по образцу Советского Союза, с колхозами и пятилетними планами, устаревшими заводами и вездесущим КГБ.

Сторонники поверили ему, сумевшему справиться с последствиями распада Советского Союза: вышедшей из-под контроля коррупцией, политической нестабильностью и экономическим развалом, от которых так страдают их соседи, например, Украина.

Но сейчас многие начинают рассматривать стабильность как стагнацию. На западе Белоруссия граничит со странами Европейского Союза – Польшей, Латвией и Литвой, - и на этих своих соседей люди смотрят с завистью.
 
«Мы родились в этой стране и действительно любим ее, - сказал Вилкин. – И мы считаем, что она достойна лучшего уровня жизни, чем нынешний. Так что здесь назрели какие-то перемены».