Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин против «крестоносцев», или предвыборный год в России

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин посетил ОАО "Воткинский завод"
Премьер-министр РФ Владимир Путин посетил ОАО Воткинский завод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
21 марта президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин обменялись радикально разными мнениями о резолюции Совета безопасности ООН и о военной операции в Ливии. Путин на встрече с рабочими Воткинского завода баллистических ракет назвал резолюцию «неполноценной и ущербной». Лидер нации подчеркнул: «все это напоминает мне средневековый призыв к крестовому походу, когда кто-то кого-то призывал куда-то идти и кого-то освобождать».

21 марта президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин обменялись радикально разными мнениями о резолюции Совета безопасности ООН и о военной операции в Ливии. Путин на встрече с рабочими Воткинского завода баллистических ракет назвал резолюцию «неполноценной и ущербной». Лидер нации подчеркнул: «все это напоминает мне средневековый призыв к крестовому походу, когда кто-то кого-то призывал куда-то идти и кого-то освобождать». Путин не первый, кто сравнивает западных союзников с крестоносцами. Пару дней назад это уже сделал Муаммар Каддафи. Аналогичное сравнение несколькими годами ранее использовали Саддам Хусейн и представители некоторых исламских государств.

Столкновение цивилизаций


Реакции Медведева долго ждать не пришлось. Уже в тот же день президент России указал, что, хотя резолюция Совета безопасности ООН не идеальна, однако она отражает мнение российского руководства (!). Медведев отметил, что «ни в коем случае недопустимы высказывания, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, например, «крестовые походы» и т.д. Значит, Медведев допускает, что такие «столкновения цивилизаций» все же могут произойти. Один из главных авторов идеи противостояния цивилизаций – Самуэль Хантингтон. Он подчеркивал, что разнообразие культур и религий в будущем послужит причиной конфликтов. Эти идеи были услышаны многими в России, в особенности во время цветных революций в соседних с нею странах. Но хотя Каддафи заявил, что «все исламские армии должны принять участие в этой борьбе», настоящей войны цивилизаций не получается, потому что организация «Арабская лига» не на стороне Каддафи. В конце-концов, атаки коалиции направлены на то, чтобы защитить самих исповедующих ислам от диктатора Каддафи.

Ролевые игры


Выражение участниками властного тандема (Путин – Медведев) различных мнений уже встречалось, однако такие резко противоположные мнения звучат впервые. Так, в свое время о Михаиле Ходорковском Путин высказался в стиле киногероя Жеглова, а именно: вор должен сидеть в тюрьме! Медведев по этому же делу заявил, что он как должностное лицо не имеет права высказывать свою точку зрения до оглашения приговора суда. Были и другие темы, по которым мнения президента и премьера расходились, но все прежние «стилистические» разногласия, в отличие от последнего,  касались внутренней политики России.

Большинство жителей России, которые привыкли следить за новостями в основном при посредничестве телевидения, об этих разногласиях вовсе не узнали. Вечером 21 марта в вечерних новостях ведущих российских телеканалов высказывание Путина о крестоносцах уже не появилось. Вместо этого показали выступление президента из резиденции «Горки», где на фоне вековых сосен Медведев обратился к журналистам, одевшись в куртку, которую украшала надпись «Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ». Послание зрителям ясно – я главный!

Как и в советское время, ведущие российские СМИ (не считая Интернета) распространяют только те идеи, которые властная элита считает необходимыми. Из печатных изданий только либеральные газеты обратили внимание на обмен мнениями президента и премьера. Как известно, тиражи этих газет незначительны. Вопрос Путину политически образованного рабочего завода о ситуации в Ливии нельзя считать случайным, в западной прессе это прозвучало сравнительно широко. Значит, главной аудиторией послания был Запад.

Одной из причин таких высказываний Путина мог быть визит в Россию министра обороны США Роберта Гейтса. Такой информационный фон - напоминание американцам, что с Россией нужно считаться, что ей нельзя навязывать одностороннюю позицию. Еще произошедшее можно объяснить продвижением имиджа Медведева как лидера. Обычно Россия использовала право вето, если западные союзники хотели напасть на какое-либо государство. Если на этот раз Путин против вторжения в Ливию, но Россия все же не наложила вето, то Медведев демонстрируется Западу как сильный лидер, за которым решающее слово в российской внешней политике. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков подчеркнул, что высказывания Путина это его личное мнение, но по вопросу Ливии есть только одна государственная позиция. Под этим подразумевается позиция Медведева как главного творца внешней политики. Скорее всего, высказывания обоих представителей тандема являются различными акцентами позиции государства. Из-за вторжения Россия теряет Ливию (по меньшей мере, временно) как важного покупателя своего оружия. К тому же, Россия, как и Китай, защищают нормативную установку, что не следует поддерживать военное вмешательство в решение внутренних конфликтов других стран.

В России приближаются выборы Госдумы и президента
 
Нынешняя ситуация частично напоминает предвыборное время в России в 1996 году, когда команда Ельцина объясняла Западу, что необходимо поддержать именно его, тогда коммунист Зюганов не придет к власти. Теперь можно пугать Путиным, чтобы Запад прикрыл глаза на несоответствие избрания президента России западному пониманию о свободных и справедливых выборах. Поддержанный Медведев в таком случае будет преподнесен на Западе, как выигрыш, или, по крайней мере, как меньшее зло. А в реальности Путин и его соратники продолжат править в России.

Это, конечно, только одно из предположений. Так же реальна возможность, что Путин в 2012 году сам вернется  в Кремль. Сейчас нужно сделать вывод, что раскола во властном тандеме нет. Ведущие телеканалы по-прежнему уделяют одинаковое время обоим, не нарушая последовательности: сначала сюжет о президенте, потом – о премьере. И, разумеется, всегда в благожелательном свете. Было несколько случаев борьбы «под ковром». Например, желание Медведева уберечь «Норникель» от национализации в исполнении вице-премьера Игоря Сечина («человек Путина»). Однако если возникнут реальные разногласия между Медведевым и Путиным, они будут решать их без вовлечения СМИ. Остальное, скорее, будет театром. В течение этого года нас ждет интересное представление, следующий акт которого уже можно ожидать. Решение о том, кто из тандема станет кандидатом на должность президента в 2012 году, по всей вероятности, узнаем осенью. Объявить его сейчас означало бы превратить второго в «хромую утку». Это не входит в нынешние интересы ни Путина, ни Медведева.
 
Андис Кудорс – исполнительный директор Восточно-европейского центра политических исследований

Перевод: Лариса Дереча

28