Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Договорняк» по-украински

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас, когда команда Виктора Януковича по всем фронтам «прессует» команду главного конкурента на президентских выборах Юлии Тимошенко, трудно даже представить, что еще летом 2009-го эти два человека почти договорились поделить страну.

Сейчас, когда команда Виктора Януковича по всем фронтам «прессует» команду главного конкурента на президентских выборах Юлии Тимошенко, трудно даже представить, что еще летом 2009-го эти два человека почти договорились поделить страну. О том, почему это у них не вышло, написано немало. Нас же сегодня больше интересует тема договоренностей в украинской политике, таких себе «договорняков» по принциипу «ты — мне, я — тебе».

Видимо, им было чего опасаться в случае ее прихода к власти. А так Янукович убедился, что Ющенко при власти для него совершенно не опасен, а Ющенко в свою очередь, исключительно из инстинкта самосохранения, был больше заинтересован в победе Януковича. Хотя и повторял все время, что Янукович и Тимошенко — это, собственно, одно и то же. Но окружение Виктора Андреевича очень настойчиво помогало ему понять: нет, не одно и то же. Юля опаснее. Сказался, скорее всего, и ошибочный расчет команды Ющенко на то, что он будет сильным премьером при слабом президенте Януковиче. Что-то тут недоучли... Но все равно не просчитались. Так как, судя по всему, сумели обо всем договориться. Как, поговаривают, в 2004-м договорились команды уходящего Кучмы и приходящего Ющенко. Помнится, тогда Янукович и его соратники больше всего обижались не на Ющенко и Тимошенко, а именно на Кучму, который «бросил своего выдвиженца». В то же время попытки сближения с Партией регионов и Януковичем в свое время предпринимали и Ющенко, и Тимошенко. И так же регулярно разрушали друг другу эти союзы. Хотя, конечно же, идеальным для страны был бы их тройственный союз. Увы, тогда это было нереально. Тем более не реально сейчас.

Мудрость и риск

Безусловно, тот, кто не хочет смириться с поражением, не хочет договариваться с победителем и уходить в тень, идет на определенный риск. И тут как в казино или в лотерею: можно выиграть и быть на коне, а можно сильно проиграть. Ибо победитель, если он хочет удержаться на своем коне, будет милостив к просящему и суров к потенциальному конкуренту. И постарается не дать ему подняться и оседлать коня. Бывают, правда, исключения. Ющенко, сосредоточив весь артогонь на потенциальном конкуренте на своем электоральном поле, был настолько в себе уверен, что практически не «прессовал» оппозицию в лице Партии регионов. Хотя тут явно были и другие причины. На днях, например, Юлия Тимошенко, в связи с тем что власть пошла на мировую с компанией «Вэнко», ударилась в воспоминания о своих непростых отношениях с президентом Ющенко. Кроме всего прочего, она заявила, что в 2005 году тогдашний президент уволил ее с поста премьер-министра за то, что она препятствовала передаче стратегических объектов Украины олигархическим кланам. Как сообщила пресс-служба БЮТ, Тимошенко, в частности, сказала: «Уволили потому, что я не соглашалась вместе с президентом Ющенко исповедовать двойные стандарты и не соглашалась продолжать политику на высшем уровне в государстве, укрепляющую экономические и политические позиции олигархии в Украине и распределяющую в их пользу все национальные богатства».

Ну, по поводу дружбы с олигархами, как говорится, все они хороши — и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович. Вот только у Виктора Андреевича и Виктора Федоровича всегда хватало этакой мужицкой мудрости договариваться «без шума и пыли». А Юлии Владимировне в этом плане везло меньше. Может быть, ей не хватало того, что в украинской политике называют «гибкостью». И поэтому так много политиков из разных политических лагерей оказались в ее недоброжелателях.

Сейчас Юлии Владимировне уже как-то не с руки идти на попятную, заниматься «договорняками». Если она, конечно, хочет еще играть ведущую роль в большой политике, бороться и побеждать. Поэтому она, естественно, ищет информационные поводы напомнить о себе. А власть ей в этом неплохо помогает. Некоторые эксперты, кстати, считают, что команде Януковича, если уж не договорились о мирном сосуществовании, как с другими лидерами разрозненной оппозиции, нужно было просто «забыть» о существовании Тимошенко, а не открывать кучу уголовных дел против нее и ее команды. С другой стороны, именно так власть и пытается устранить «помеху» в лице Тимошенко, так как по-прежнему видит в ней самого опасного для себя оппонента. Ну и, конечно же, Юлия Владимировна старается не разочаровать. Говоря о том, что выборы должны состояться в 2011 году, она заявляет следующее: «Это позволило бы избавить нашу страну от оккупантов, от людей, которые сегодня унижают Украину и унижают каждого человека». Или такое: «Мы неизменно стоим на позициях борьбы против оккупационной власти. Мы неизменно стоим на позициях борьбы с мафией, и, как сказала Лина Костенко, с колен невозможно стартовать, поэтому мы не на коленях, мы боремся, и мы с вами». Вряд ли кто-то из власти серьезно обиделся на эти слова, хотя за душу берет.

Такая традиция

Если говорить о всех экс-кандидатах в президенты на прошлых выборах, то, пожалуй, Юлия Владимировна из них осталась самой яркой и преследуемой оппозиционеркой. Я уже не говорю о Сергее Тигипко и Владимире Литвине, которые, несмотря на поражение в президентском марафоне, все равно закрепились во власти. Сергей Леонидович стал вице-премьером и главным реформатором, хотя явно рассчитывал на большее. А вот Владимир Михайлович остался на посту председателя парламента. Потому что — люди мудрые и умеют договариваться с властью. И во всем ее поддерживать. «Реформы должны стать ключевым словом в лексиконе политиков, — говорит Литвин. — Мы должны покончить с самокопанием и самопоеданием и выйти на реформирование. Банковая сейчас выступает как центр реформирования, и это нужно приветствовать и поддерживать, в первую очередь — в Верховной Раде». Правильно, нужно не конфликтовать с властью, а плодотворно с ней работать.

Не больно конфликтуют и другие оппозиционеры, в частности, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок. Не говоря уже о Викторе Ющенко. А в это время своей горькой участи в СИЗО ожидают экс-глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко, бывший первый замглавы «Нефтегаза» Игорь Диденко, а также экс-замглавы Минюста Евгений Корнийчук и экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. Заметьте, ни одного соратника экс-президента. Как сказала его пресс-секретарь, потому что за все эти годы Ющенко и его команда не сделали ничего такого, за что можно было бы открывать уголовные дела. Охотно верим. Но все же как-то странно. Ющенко был при власти пять лет. За эти годы премьерами были и Тимошенко, и Янукович, и Ехануров. Но виноватой оказалась во всем Тимошенко. Ничего не хочу утверждать, однако все это наводит на мысль, что между Януковичем и Ющенко все же существует гласная или негласная договоренность. Ну не бывает у нас иначе. История нас приучила: если не трогают, значит, есть взаимовыгодная договоренность.

Сама традиция нерушимости имущественного положения «семей» тянется довольно давно. Хотя Никита Хрущев на ХХ съезде КПСС и осудил культ личности Сталина, но семью Иосифа Виссарионовича трогать не стали, просто лишили доступа к властным ресурсам. Никто не стал «кончать» и Никиту Сергеевича с его семьей после «тихого переворота» и прихода Леонида Брежнева. Новейшая история соседней России со сменой Горбачева и Ельцина говорит о том же. А уж у нас-то все проходит в лучших традициях. Леонид Кучма не покушался на Леонида Кравчука и его команду. Ярый антикучмист Виктор Ющенко не тронул Кучму с его семейным бизнесом. Теперь настала очередь Виктора Януковича проявить «хорошее отношение» к своему обидчику 2004 года Виктору Ющенко. И только вот Юлия Владимировна никак не вписывается в эту схему. Чем явно раздражает наших умудренных политиков. Кажется, они все дружно были бы совсем не против, чтобы Тимошенко вообще куда-нибудь девалась. Но она отвечает им по-одесски: не дождетесь! Интересно, однако, долго ли она так продержится? Без «договорняков».