Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Парад евротребований

Сербия перед десятком европейских обязательств. Даже безобидные требования в чувствительном контексте могут быть проблематичными.

© коллаж ИноСМИприсоединения Сербии к ЕС
присоединения Сербии к ЕС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совет министров ЕС поддержал 25 октября кандидатуру Сербии и приказал Европейской Комиссии подготовить мнение о ее готовности к переговорам о членстве. В то же время Сербия столкнулась с десятью евротребованиями. Все эти требования важны, но не все осуществимы. Их классификация, однако, вопрос деликатный, так как даже невинные требования в чувствительном контексте могут быть проблематичными.

Совет министров ЕС поддержал 25 октября кандидатуру Сербии и приказал Европейской Комиссии подготовить мнение о ее готовности к переговорам о членстве.

В то же время Сербия столкнулась с десятью евротребованиями. К ним относятся:

1. Устранение возможных упущений в процессе повторного назначения судей и прокуроров,

2. Полное сотрудничество с Гаагским трибуналом,

3. Беспрепятственное функционирование независимых регуляторных инстанций,

4. Новый закон о финансировании политических партий,

5. Запрет политическим партиям располагать депутатскими мандатами,

6. Развитие регионального сотрудничества,

7. Решение проблемы массовых ходатайств о предоставлении убежища,

8. Улучшение интеграции цыган,

9. Принятие закона о реинтеграции и

10. Продолжение структурных экономических реформ.

Все эти требования важны, но не все осуществимы. Их классификация, однако, вопрос деликатный, так как даже невинные требования в чувствительном контексте могут быть проблематичными. Таковыми являются: улучшение регионального сотрудничества и продолжение структурных реформ.

Развитие регионального сотрудничества позволит в дальнейшем прецесе евроинтеграции поднять вопрос о признании Сербией независимости Косово, что противоречит Конституции и официальной политике страны. Наша официальная политика по-прежнему характеризуется фразой "и Европа, и Косово". Но она серьезно подорвана недавно принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, предложеной Сербией совместно с ЕС. В ней Сербия отказалась от первоначального предложения, в котором, в частности, сказано что "одностороннее отделение не может быть приемлемым способом решения территориальной проблемы" и что стороны должны "путем переговоров решить проблемы по всем нерешенным вопросам", к которым, конечно, принадлежит вопрос о статусе Косово. К чему это все идет, можно догадаться по заявлению председателя Политсовета Демократической партии и парламентского комитета по иностранным делам, что граждане Сербии должны быть готовы  "встретиться с действительностью", чтобы в соответствии с ней изменить саму Конституцию. Боюсь, что "встреча с реальностью" (и мы знаем, чей это аргумент) представляет собой встречу с судьбой: "чем ближе к Европе, тем дальше от Косово".

Продолжение структурных экономических реформ подразумевает, что реформы означают не просто "ввоз" европейских норм и стандартов, но и их применение. Хотя у нас это плохо получается. Иначе уровень жизни значительной части населения не был бы за чертой бедности, не опустели бы многие населенные пункты, не осталось бы без работы множество людей... Суть этого требования в необходимости, в первую очередь своими собственными силами, поднять экономику и учучшить социальную, культурную и демографическую ситуацию в стране. А это невозможно будет сделать без серьезных и всеобъемлющих реформ.

Наряду с этими двумя требованиями, приоритетными являются также завершение судебной реформы и устранение очевидных (а не "возможных") упущений, поскольку это является важным условием для установления верховенства права, функционирования правового государства и борьбы с коррупцией, которая уже пустила метастазы.

Успех борьбы с коррупцией зависит от порядка финансирования политических партий и обеспечения беспрепятственного функционирования независимых регуляторных инстанций.

Полное сотрудничество с Гаагским трибуналом уже давно считается "техническим вопросом", но еще не нашлось "техника", который может запустить механизм для его решения.

Кроме того, для принятия закона о реституции до сих пор нет подлинной политической воли. Несколько проектов этого закона провалилось.

Владельцем мандата должен быть депутат, а не его партия. Для этого нужно менять Конституцию, которая бы предусматривала, что депутат якобы свой мандат предоставляет политической партии, к которой он принадлежит.

Требования остановить рост числа лиц, ищущих убежища, и эффективной социальной интеграции цыган установлены больше в интересах ЕС, чем Сербии.

Пока все эти евротребования проворят мирный парад. Однако, нужно остерегаться тех из них, которые могут мутировать.

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:EN-GB; mso-fareast-language:EN-GB;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->