Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Представительницы Восточной Европы приносят успех Женской теннисной ассоциации

© REUTERS/Tim Wimborne Российская теннисистка Мария Шарапова
Российская теннисистка Мария Шарапова
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Женская теннисная ассоциация обладает широкой географией турниров, и своим успехом она обязана своему агрессивному преодолению новых и новых границ. Единственное, чего она не может контролировать из своей штаб-квартиры во Флориде, это то, откуда приходят игроки – то есть где возникает этот продукт. Она только решает, как перераспределить эту продукцию по всему миру.

Монреаль – В 1970-х годах, когда Женская теннисная ассоциация (WTA) только зарождалась, календарь включал в себя преимущественно турниры в Соединенных Штатах, и в жеребьевках участвовали преимущественно американки. В конце 1980-х годов в мировом рейтинге американки занимали 31 место из первых пятидесяти. Следующей шла Австралия, с четырьмя представительницами.

В 1980 году из 50 ведущих теннисисток мира всего 6 человек были из стран Восточной Европы. В 1990-м году их все так же было шестеро. В 2000 году, через десять лет после развала Советского Союза, их было девять.

Сегодня их там 26.

Женская теннисная ассоциация обладает широкой географией турниров, и своим успехом она обязана своему агрессивному преодолению новых и новых границ. Единственное, чего она не может контролировать из своей штаб-квартиры во Флориде, это то, откуда приходят игроки – то есть где возникает этот продукт. Она только решает, как перераспределить эту продукцию по всему миру.

По мере того, как географический центр появления талантов перемещается все дальше на восток, перед WTA возникает вопрос: имеет ли значение тот факт, что большая часть игроков приходит не из той части света, жители которой болеют за этот вид спорта?

«Как и во всех видах бизнеса, развивая свой продукт, вы должны приспосабливаться, вы должны идти на рынки, на которых наблюдается наибольший рост», – говорит руководительница Женской теннисной ассоциации Стейси Алластер (Stacey Allaster).

В последнее десятилетие WTA расширяла свое присутствие главным образом в Азии и на Ближнем Востоке. Говоря о России и о Восточной Европе, Алластер добавила: «Мы только начинаем осваивать этот рынок, без вопросов».

Проблемы и возможности, стоящие перед женским теннисом, не настолько ярко выражены в мужском теннисе, центр которого на нынешний день находится в Западной Европе.

По состоянию на 23 августа из 50 лучших теннисистов восемь игроков были из Испании, шесть из Франции, четыре из Соединенных Штатов. На долю россиян (двое) и Восточной Европы приходилось 14 человек.

В женском теннисе американки занимают три места из первых пятидесяти – что на 90 процентов меньше, чем 30 лет назад. Россиянок девять, даже десять, если посчитать Ярославу Шведову, которая родилась, выросла и до сих пор живет в Москве, однако решила избавиться от соперничества, начав играть за Казахстан.

«Когда я приняла гражданство Казахстана, я стала их первой ракеткой», - говорит она. Возможно, россияне теперь хотят, чтобы она вернулась: этим летом Шведова вошла в тридцатку сильнейших.

Главными проблемами являются турнирные таблицы и запутавшиеся болельщики, которые не могут различить и запомнить 25 самых лучших теннисисток планеты, таких как Агнешка Радваньска (Agnieszka Radwanska) из Польши, Виктория Азаренка из Беларуси и Анастасия Павлюченкова из России – даже и не думайте произносить их имена.

«Из-за наших длинных имен им может быть трудно сопоставлять имя с внешностью», - говорит финалистка Уимблдонского турнира этого года Вера Звонарева.

В одном из матчей второго круга Кубка Роджерса в Монреале встречались россиянки Динара Сафина и Надя Петрова. Они неоднократно входили в пятерку сильнейших и занимали высокие места в крупных турнирах. Тем не менее запутавшиеся болельщики иногда просят у одной из них подписать фотографию другой.

С какой-то точки зрения увеличение числа россиянок и представительниц Восточной Европы в теннисе похоже на увеличение числа представительниц Южной Кореи в женском гольфе. В 2008 году Женская профессиональная ассоциация гольфа, деятельность которой была привязана к Соединенным Штатам еще сильнее, чем деятельность WTA, планировала требовать от игроков знания английского, угрожая в противном случае отстранением от турниров, что было противоречивой и вскоре забытой попыткой сделать турниры более привлекательными для болельщиков и спонсоров.

Большинство игроков в теннис охотно говорит по-английски. Многие, следуя примерам таких спортсменок из России, как Анна Курникова и Мария Шарапова, рассматривают теннис как путь к богатству. Некоторые из них живут в Соединенных Штатах.

И все же в рейтинге идеального мира Женской теннисной ассоциации хотелось бы иметь равное количество представительниц максимально возможного количества стран. Финал Открытого чемпионата Франции между итальянкой Франческой Скьявоне (Francesca Schiavone) и австралийкой Самантой Стосур (Samantha Stosur) был просто мечтой маркетологов – женщины с разных континентов, в одно мгновение ставшие сенсациями у себя на родине.

«Было бы замечательно иметь национальную звезду на каждом рынке», – говорит Алластер.

23 августа в рейтинге была почти достигнута сбалансированная гармония. Первые десять теннисисток представляли девять стран. Но далее количество стран, представленных среди первых пятидесяти мест, серьезно не изменилось. В 1990 году первые 50 мест занимали представители 20 стран. В 2000 году их было 24. Сегодня их 26.

WTA увеличивает количество своих спонсоров, но ни один из них не располагается там, откуда происходит большинство игроков. Сами игроки тоже с трудом находят спонсоров на родине. Шведова, например, говорит, что у нее заключен контракт на одежду с компанией Lacoste и на ношение солнечных очков компании Oakley, но нет ни одного контракта в России или Казахстане.

Титульный спонсор WTA – компания Sony Ericsson, занимающаяся мобильными коммуникациями, в число других спонсоров входят американские компании, например Usana Health Sciences и Bed Bath & Beyond, а также Dubai Duty Free и Peak, производитель одежды из Китая. Oriflame – западноевропейская косметическая компания, но она концентрирует свои спонсорские усилия в балтийском регионе, говорит Алластер.

Расписание турниров стало более международным, чем ранее, теперь они разделены практически поровну между Северной Америкой, Европой, Азией и Австралией. Однако WTA проникает главным образом в те регионы, которые не располагают большим числом ведущих игроков, по крайней мере, на данный момент.

WTA проводит семь основных турниров в Соединенных Штатах, не считая Открытого чемпионата США. Всего один турнир проводится в России, в октябре. Еще один основной турнир проводится в Варшаве в мае.

Холодный климат и небольшое количество подходящих спортивных сооружений затрудняют проникновение WTA в Россию и в Восточную Европу, хотя WTA довольно быстро проникает на новые рынки, проводя второстепенные турниры в Будапеште, в Портороже в Словении и в Ташкенте в Узбекистане.

«Мы не страдаем от недостатка внимания промоутеров, желающих провести женский турнир, особенно в Азии, в тихоокеанском регионе и в странах Восточной Европы», – говорит Алластер.

У WTA есть один турнир высокого уровня, который проводится в начале года до турнира в Сиднее и Открытого чемпионата Австралии. Он может проводиться в Австралии, Индии, на Ближнем Востоке и даже в Южной Африке.

Далее календарь следует к турнирам Большого шлема. Турниры до Открытого чемпионата Франции проходят в теплую погоду на земляных кортах. Перед Уимблдоном они проходят на траве, а в преддверии Открытого первенства США в Нью-Йорке они играются на кортах с твердым покрытием.

Именно здесь американские болельщики могут увидеть лучших игроков мира, пусть даже они не слишком хорошо различают их лица и имена. Тридцать лет назад большинство игроков были американцами. В этом году большинство матчей будет проводиться игроками с труднопроизносимыми для зрителей именами, приехавшими из таких стран, которые многие не смогут показать на карте.

«Они спрашивают меня, когда я даю автографы: ‘Как вас зовут?’, - добродушно говорит об американцах россиянка Елена Веснина. – И просят меня написать мое имя».