Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абсолютное оружие русских взорвалось

© коллаж ИноСМИшпионаж
шпионаж
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пять лет назад аналитик американского еженедельника Time сокрушался, что в США русских шпионов, как в худшие времена «холодной» войны. Он имел в виду шпионов, у которых есть дипломатический иммунитет или которые работают журналистами и в торговле. Автор не предполагал, что ФБР уже пять лет следит за группой 11 русских нелегалов – это та категория шпионов, которую советские, а затем и российские спецслужбы считали абсолютным оружием.

Пять лет назад аналитик американского еженедельника Time сокрушался, что в США русских шпионов, как в худшие времена «холодной» войны. Он имел в виду шпионов, у которых есть дипломатический иммунитет или которые работают журналистами и в торговле. Автор не предполагал, что ФБР уже пять лет следит за группой 11 русских нелегалов – это та категория шпионов, которую советские, а затем и российские спецслужбы считали абсолютным оружием. А теперь абсолютное оружие прогорело, потому что американская контрразведка поймала 10 из 11 шпионов. Последний (и очевидно, самый главный, потому что он держал кассу) сбежал, и это огромный провал ФБР.

Почему нелегалы должны были быть абсолютным оружием? Потому что они должны были работать так, чтобы их невозможно было раскрыть. Все нелегалы проходили через основательное обучение, длившееся от трех до пяти лет. За границу уезжали с чужим паспортом, как правило, уже умерших людей, или с украденным или потерянным паспортом. Если требовалось, можно было попросить Москву прислать ассистента – больше двух шпионов вместе быть не могло.

Как только человек попадал в страну назначения, он пытался как можно быстрее закрепиться, слиться со средой, стать обычным гражданином, который не высовывается, найти новых друзей и со временем с их помощью заниматься делом дальше. Со шпионами, которые сидят в посольстве или консульстве, никаких контактов не должно было быть, там о нем даже не знали. Контакты с центром осуществлялись только через радиосвязь, неиспользуемые почтовые ящики и через встречи со специальными курьерами в третьих странах.

Советская разведка НКВД-КГБ и военное ГРУ отправляли нелегалов в США, предназначенных для работы против этой страны, с начала 30-х годов. До этого там было несколько нелегалов, которые через местные немецкие и японские сообщества должны был проникнуть к сердцу Германии и Японии. Довольно успешно работали советские нелегалы, которые во время Второй мировой войны создали сеть агентов среди американских чиновников, ученых, инженеров и журналистов. За некоторыми наблюдали сотрудники ФБР, но их сдерживал президент Ф.Д.Рузвельт, который верил в чистые намерения своего военного союзника Иосифа Сталина.

Во время Холодной войны в Соединенных Штатах попытались закрепиться несколько нелегалов. Некоторые провалились в самом начале, большинство не сумели добраться до самых важных секретов, потому что им недоставало профессиональных знаний и возможности проникнуть к главным источникам. Исключением был Уильям Фишер (William Fisher), который после ареста выдавал себя за полковника Рудольфа Абеля, и определенную стратегическую информацию он, очевидно, сумел получить. Однако подробности нам неизвестны.

Ах, этот Третьяков!

В середине 80-х годов, то есть в то время, когда в Кремль пришел Михаил Горбачев, руководство КГБ приняло решение изменить стратегию: давайте мы постепенно отправим в США группу разведчиков. Предполагалось, что они тайно будут помогать друг другу и таким образом быстрее доберутся к ключевым сведениям. В 1990-2000 годы в США уехали 11 мужчин и женщин, в основном это были семейные пары с детьми.

Московский центр СВР решил, что связь с этой группой будет поддерживаться не только традиционными способами, но и с помощью агентов в посольствах. И это было начало цепи. Представитель резидента советской разведки в Вашингтоне Сергей Третьяков в 2000 году стал сотрудничать с американцами. Поскольку, по официальным данным, именно в этом году ФБР начало следить за этими нелегалами, американские журналисты предполагают, что на них обратил внимание именно Третьяков.

Американская контрразведка начала огромную игру. Сотни сотрудников сменяли друг друга, следуя по следам шпионов, проникая в их социальные сети, а один под видом российского консула-шпиона даже встретился с одной представительницей шпионской группы. Так долго (насколько это известно) нигде в мире еще никто не следил за шпионами. Для чего это делали? Американцы узнали обо всех их контактах и удостоверились, что пока группе не удалось проникнуть к важной информации. Они, если такое сравнение уместно, были на стадии обкатки. И поэтому их адвокаты могут утверждать, что никаких тайн они в Москву не передавали.

А почему их поймали именно сейчас, в то время, когда президент Барак Обама изо всех сил пытается наладить отношения с Москвой? Скорее всего, обкатка подходила к концу, и шпионы подбирались к стратегическим источникам. Одна семья сдружилась с физиком, который работает над новым видом оружия, еще одна – приближалась к людям из так называемого think tanku, где формируются сценарии американской политики.

Предполагалось, что в течение нескольких месяцев все десять человек предстанут перед судом и в итоге отправятся за решетку на десять лет. Вместо этого пятерых из них собираются обменять на нескольких российских граждан, осужденных в Москве за шпионаж в пользу Запада. Эти люди для различных западных компаний собирали научную и техническую информацию. В суде они защищались, утверждая, что эти сведения были из открытых источников. То есть они находились на той же стадии работы, что и 11 нелегалов.

Обмен шпионами – это не ново. Зато поспешность обеих сторон шокирует. Как правило, обмен происходил только через несколько лет после основательных допросов шпионов.

Чем объяснить такой темп? Белый дом и Кремль не хотят, чтобы эта афера запятнала их отношения. Для Дмитрия Медведева и Владимира Путина это выгодно: ФБР не сможет как следует допросить задержанных. А Обама идет по стопам Рузвельта и надеется на вечную дружбу. Он наивен – какая дружба, когда спецслужбы выведывают твои тайны.