Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русские и осетины

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЮжная Осетия празднует День независимости
Южная Осетия празднует День независимости
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале XIX века, после завоевания Россией сначала Картли-Кахети, а затем всей Грузии, осетины вместе с грузинами очень скоро познали все тяготы вражеской колониальной политики.

В начале XIX века, после завоевания Россией сначала Картли-Кахети, а затем всей Грузии, осетины вместе с грузинами очень скоро познали все тяготы вражеской колониальной политики. Положение населения, и без того притесненного крепостными налогами, еще более ухудшилось. Содержание оккупационного войска царского самодержавия становилось все более невыносимым. Самоволие больших и маленьких чиновников русского правления и судей, взяточничество и несправедливость превзошли все ожидания. Русское правление тяжелой ношей легло на плечи народа, чего не скрывали и сами царские чиновники.

Тяжесть колониального царского режима была особенно тяжелой в первой трети XIX века, когда Россия вела непрерывные войны против Персии и Турции на Северном Кавказе. Бремя обеспечения ведения этих войн тяжело ложилось на плечи грузинского крестьянства. В особо тяжелом положении находилось население, проживающее вдоль Военно-Грузинской дороги. В начале XIX века это был единственный путь, который связывал Россию с новозавоеванными Картли - Кахети. По этой дороге передвигалось войско, перевозили товар и почту.

Из-за регулярного движения русских войск дорога нуждалась в обустройстве. Требовалось проведение ремонтных работ и расширение дороги, очистка ее от оползней и завалов, обеспечение продовольствием идущих по этой дороге войск. Все непосильной ношей в лице налога ложилось на плечи населения, проживающего вдоль Военно-Грузинской дороги и близ нее: Хеви, Мтиулети, Хандо, Гудамакари, ущелья Жамуры, Трусо и других. Всего за каких- то два года населению уже было не под силу обслуживать эту дорогу.

Когда измученное население писало жалобы и просило облегчения положения, местные русские органы правления это "поведение" горцев оценивало как нарушение клятвы перед русским государем и мятеж и отвечало на это карательными акциями. Так, например, жители ущелья Жамур обратились с жалобой, а в ответ к ним была направлена карательная экспедиция во главе с капитан-исправником Ананури Старосветским. О том, как наказал их капитан-исправник, жамурцы писали следующее: "Накануне пришел он (капитан-исправник) в Жамури, поймал осетин. Налил в миску для собак сыворотку, убил кошек и побросал их в нее, туда же побросал человеческие испражнения и заставил их есть. Тем же осетинам поджег восемь домов, где сгорело 300 пудов ячменя".

Русские чиновники вынуждали бесплатно выводить запряженную телегу, коней, забирали продовольствие, хлеб, ячмень, птицу и скот, сено для лошадей и др. Но денег за все это не платили.

В 1804 году во время восстания горной части Картли осетины, проживающие в Тагаури, начали выступления против русских. Русские запретили им движение вдоль Военно-Грузинской дороге. Также осетинам из Дешети и Мухрани было запрещено завозить жителям Тагаури продовольствие и другой товар.

Эти меры озлобили тагаурских осетин, и они начали нападать на русские военные заставы и отряды. Восставшие жители Мтиулети тогда же попытались установить союз с жителями Тагаури, чтобы перекрыть русским дорогу через Дарьял.

Самым влиятельным среди тагаурских господ был Ахмет Дударов, который жил в селе Чими Тергского ущелья. Он контролировал дорогу через Дарьял. У него была связь с ахалцихским пашой, имеретинским царем и царевичами. При поддержке этого помещика бунтовщики закрыли русскому войску путь через Дарьял.

Около 1000 восставших мтиульцев подошли к Коби. К ним присоединились 1000 осетин ущелья Трусо. Они взяли военный склад в Коби, забрали продовольствие и патроны. Тагаурцы блокировали Ларс и другие военные посты.

После подавления восстания осетины вместе с грузинами подверглись большим репрессиям. Было не случайно, что во время восстания 1810-1811 годов осетины поддержали царевича Леона. Осетины, не колеблясь, выразили поддержку представителям династии Багратионов и грузинского царства и подтвердили свою верность им.

В конце сентября 1810 года, чтобы покарать бунтовщиков и поймать Леона, в самое сердце осетинских сел были направлены русские карательные отряды во главе с полковником фон Сталем. Сталь осуществил атаку по двум направлениям – Ломиси-Андхеви и Джавское ущелье. 30 сентября у Малой Лиахви состоялось кровопролитное сражение между русским отрядом и двумя тысячами осетин, длившееся с 7 часов утра до 5 часов вечера. Восставшие повернули назад. Сталь взял село Маралети. Затем восставшие потерпели поражение и в других селах. Был убит один из активных участников восстания Дурмишхан Тусишвили. Он закрепился в башне села Мармазети и оказывал отчаянное сопротивление русским. Башня была взорвана и Тусишвили погиб вместе с остальными...

Русские одержали победу и в Джавском ущелье, поразив двухтысячный отряд восставших.

Русские жестоко расправились с восставшими. Сожгли два села, разрушили родовые башни. Чтобы остановить жестокость русских, население сел направили к ним своих старейшин, из которых Сталь выбрал 12 человек и отправил их в Тбилиси к наместнику. Как писал командующий русскими войсками на Кавказе генерал Тормасов, "В знак большого унижения и покорности им присудили обойти тбилисские улицы с саблей на шее". После этого Тормасов помиловал их. Позднее были наказаны и грузинские князья.

По понятным причинам проживающим в Грузии осетинам русские власти навязали такую систему правления, которая почти не учитывала бытовых привычек этого народа, сложившихся веками нравов и обычаев. Система правления была сформирована таким образом, что в ней не участвовали местные уроженцы. Правда, согласно существующему порядку, гражданские дела должны были решаться согласно "Книге права" Вахтанга VI, но ни положения "Книги права" Вахтанга VI, ни местные нравы почти никогда не жизнь не проводились по той простой причине, что ни один русский чиновник не имел о них ни малейшего представления.

Осетины с самого начала вражески приняли новую систему правления, в которой все зависело от исправника или каприза другого чиновника уездной полиции. Народ не вынес отмены нравов и обычаев предков, прежнего правления. Для него было чужд и неприемлем тот формализм в производстве дела, который был так характерен для русской системы правления. Весь этот край охватило всеобщее народное волнение. Царское правительство в 1811 году было вынуждено обратиться со специальной нотой к управляющим населенных осетинами ущелий. При условии, что эти управляющие от имени осетинского народа принесут присягу верности российскому императору, они обещали осетинам дать право управлять своими делами через избранных ими же управляющих, так, что осетины не зависели бы ни от исправника, ни от любого гражданского начальника. Согласно ноте, осетины подчинялись непосредственно главнокомандующему Закавказья, а в случае его отсутствия - правителю грузинским . Царское правительство обещало осетинскому народу оставить неприкосновенным все их нравы и правила правления, свободу торговли и другие привилегии.

Но все это было лишь обещанием, которое никогда не претворялось в жизнь. Фактически царское правительство стремилось тем самым завоевать сердца осетин, зайти глубоко в населенные осетинами ущелья, сломить их сопротивление и полностью подчинить их своему влиянию.

Вообще, если окинуть взглядом акты Кавказского археографического общества и другие материалы того периода, можно сделать вывод, что до 1830 года на территории, населенной осетинами, не существовало какой-либо определенной системы правления. Правда, им с самого начала назначили чрезвычайного моурави (управляющий, административная должность в Грузии) из представителей грузинской дворянской знати, который знал осетинский язык. Но этот институт не прижился. Осетинское село или ущелье продолжало в основном жить согласно вековым традициям и нравам и вершило свои дела.

В 1830 году во времена Паскевича, царская Россия сумела окончательно покорить осетин.

Еще раньше генерал Стревалев разработал проект, согласно которому было задумано во главе всех ущелий, в которых проживали осетины, поставить чрезвычайного моурави. Проект предусматривал назначение четырех моурави. Троих из них назначили осетинам, проживающим в Горийском уезде. Согласно проекту этим трем моурави назначался один в качестве главного. На основании заключения комиссии Паскевич искусственно разделил осетин и одну их часть административно причислил к Горийскому уезду, а часть отдал под Управление горских народов, которое было создано еще в 1817 году. Оно, как отдельная административная единица, объединяло горские народы, проживающие вдоль Военно-Грузинской дороги.

Населенным осетинами ущельям вместо моурави назначили приставов, которым были даны специальные инструкции. Приставы были назначены в ущельях Джава, Кошк-Роки, Магран-Двалети и Ксани. Пристав Магран-Двалети находился в подчинении управляющего горскими народами, а остальные три – начальника Горийского округа. Такое подчинение оставалось в силе до 1834 года.

То, что захваченная Грузия никогда не смирится с захватчицей Россией, хорошо проявилось на первом этапе национально-освободительной борьбы, в частности, на фоне восстаний первой половины XIX века. Поэтому императорский двор приобрел себе опору среди проживающего здесь нацменьшинства. Присуждение им привилегий и раздача грузинских земель стали главным приоритетом русской политики этого времени.

Как отмечалось выше, на грузинскую территорию в основном переселялись осетины. Они занимали самые лучшие земли грузинского дворянства. По проекту Воронцова, десятки тысячи десятин земли от Кавказского хребта до Меджврисхеви - владений Цициановых и Джавахишвили (Сацициано и Саджавахо), должны были быть безвозмездно переданы проживающим там осетинам.

Руководители империи хорошо понимали, что постепенно "захватывая" грузинские территории и передавая их в руки переселенцев, они тем самым окончательно лишали Грузию историко-политической почвы. "Проект обустройства переселенцев" предусматривал создание на территории Грузии осетинского государственно-территориального образования, что остро критиковалось грузинским обществом.

Границы Цхинвальского района проходят выше сел Кемерт и Кехви, у границ сел Гупта и Мсхлеби, откуда начинается Джавский район. С 1865 до 1917 года он именовался Осетинским участком Горийского уезда Тбилисской губернии.

Мина была заложена. А привести ее в действие - было делом времени.

Статья подготовлена по материалам книги "Южная Осетия" в Грузии?! А. Сонгулашвили
Использованная литература:
1. Очерки по истории Грузии. - Т. IV; с. 915-916
2. Тогошвили Г. Отношения между грузинским и осетинским народом. - Тб.: 1969 - с.7
3. Ткавашвили М. Сб. "Вопросы новой и новейшей истории". - 2008. - № 2, с.80, 85-86
4. Бахтадзе У. "Создание Югоосетинской автономной области и ее правовое положение".- Тб.: 1968. - с.17-18, 19-20
5. Чумбуридзе Д. "Национально-освободительная борьба грузинского народа в начале 20 века. 1918-1921 годы". - Тб. : 2003. - с. 39-40
6. И. Мегреладзе "Древности ущелья Лиахви". Тб.: 1984. - с.230