Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведев: Мы пытаемся узнать друг друга по-новому

© РИА Новости / Перейти в фотобанкДмитрий Медведев на Форуме Европейских и Азиатских Медиа
Дмитрий Медведев на Форуме Европейских и Азиатских Медиа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Дмитрий Медведев на прошлой неделе принял участие в Форуме европейских и азиатских медиа, на котором заявил, что Россия стремится к улучшению отношений с Литвой и для этого, по его словам, есть все предпосылки.

Президент России Дмитрий Медведев на прошлой неделе принял участие в Форуме европейских и азиатских медиа, на котором заявил, что Россия стремится к улучшению отношений с Литвой и для этого, по его словам, есть все предпосылки. В Литве это заявление восприняли по-разному: для одних слова главы России – это пустая риторика, другим показалось, что Россия протянула руку и этим нельзя не воспользоваться.

Лучшие отношения не на бумаге

Форум европейских и азиатских медиа – это первая встреча Дмитрия Медведева с журналистами, на которой присутствовали в том числе и литовские СМИ.

«Вы, особенно в последнее время, очень много говорите о том, что надо менять в России, в том числе в международных отношениях. С другой стороны, в Литве нынешний президент Литвы и министр иностранных дел тоже очень много сейчас говорят о том, что особенно надо улучшать отношения с Россией. То есть вроде бы с обеих сторон может что-то произойти. Я хочу спросить о том, что вы говорите: Россия будет что-то конкретно делать – может быть, какие-то символические шаги доброй воли или что-то, чтобы отношения со странами Балтии и конкретно с Литвой улучшить?», - спросил президента России обозреватель газеты Lietuvos rytas.

«Вы знаете, мне бы очень хотелось, чтобы наши отношения со странами Балтии, и с Литвой в том числе, стали действительно лучше, причем лучше не на бумаге, не в форме каких-то там словесных деклараций, которые можно, естественно, подготовить и подписать, а в абсолютно прагматическом смысле этого слова, - сказал Дмитрий Медведев. - Чтобы мы добивались нормального, равного обмена товарами, чтобы туристические потоки росли, чтобы мы открыто вели дискуссии по самым сложным аспектам нашей взаимной истории, просто чтобы регулярным был обмен делегациями на высоком и высшем уровне. К сожалению, за последние годы в этом смысле происходило не много. Не хочу в этом кого-то упрекать, скажу лишь, что, действительно, сейчас применительно к Литве складываются определенные предпосылки для того, чтобы активизировать этот диалог».

Президент России сказал, что он разговаривал с Далей Грибаускайте, «когда мы были в Берлине». Такое заявление Дмитрия Медведева стало неожиданным: до этого считалось, что единственным контактом руководителей наших стран стал звонок Дали Грибаускайте в Кремль в августе этого года. Оказалось, по признанию Медведева, что тем звонком взаимоотношения президентов не ограничились, хотя ни пресс-служба Дали Грибаускайте, ни пресс-служба Дмитрия Медведева о разговоре в Берлине не упоминали, хотя эта деталь является очень важным символом в строительстве диалога, о необходимости которого говорят как в Литве, так и в России.

«Конечно, мы должны совершать и какие-то символические вещи, которые будут правильным образом восприниматься. Например, у нас у всех сейчас довольно сложная экономическая ситуация, это правда, и страны Балтии, кстати сказать, пострадали в очень значительной степени – может быть, даже в большей степени, чем другие страны, - продолжал президент России. - Это нужно учитывать во взаимных отношениях, быть чуть-чуть более внимательными, когда к нам обращаются, например, по вопросам поставки тех или иных товаров. Это важно. С другой стороны, нужно слышать партнеров, когда предлагаются, допустим, какие-то новые форматы обсуждения наиболее сложных вопросов, когда используется не раз и навсегда созданное клише, которое определяет: вот наши отношения 50 лет назад были такие, 100 лет назад – такие, в этом веке – вот такие, а все-таки идет взаимный поиск точек соприкосновения. То, о чем я говорил в начале. То есть мы пытаемся узнать друг друга по-новому».

«Если будет происходить соединение двух этих подходов (как прагматического, экономического, так и идеологического, если хотите – морального), то тогда все будет нормально, отношения выйдут на очень хороший уровень. Я, во всяком случае, на это очень сильно надеюсь, и не только применительно к Литве, но и к другим странам Балтии: применительно к Латвии, применительно к Эстонии. Конечно, разные люди возглавляют правительства, разные люди возглавляют государства, но нужно иногда перешагивать за рамки тех идеологических стереотипов, которые возникли до нас и которые отягощают наши дискуссии. Но при этом, конечно, помнить о том, что нас объединяет, в чем были сложности, и не пытаться взламывать историю, это тоже неприемлемо. Пересмотр очевидных фактов из истории – штука очень опасная. Поэтому сближение позиций через диалог, мне кажется, было бы правильным», - заключил президент России.

Молчаливая традиция

Президент Литвы Даля Грибаускайте немногословно отреагировала на заявление президента России, сказав, что она «рада» слышать такие слова от своего российского коллеги. Более подробно она комментировать не стала.

«Вы каждый день спрашиваете о переменах, - обращаясь к журналистам, на прошлой неделе сказала Грибаускайте. - Каждый день я их на самом деле не вижу. Сама я это высказывание не слышала, но рада, что президент России позитивно отзывается о Литве».

То, что президент Литвы очень кратко комментирует неоднозначные события, становится традицией. Также коротко она отреагировала на приезд Константина Косачева в Литву, также немногочисленно отвечала на другие щекотливые вопросы.

Позитивно слова Дмитрия Медведева о Литве воспринял и глава МИД Литвы Вигаудас Ушацкас. Литовские политологи разошлись во мнениях. По словам одних, слова президента России – только риторика, которая не подтверждена реальными действиями, другие, наоборот, обратили внимание на миролюбивый тон Медведева, хотя он мог ответить на вопрос более сухо и не вдаваясь в рассуждения.

Интересна другая деталь, которая косвенно свидетельствует о перемене настроений непосредственно самого президента Литвы по отношению к России. Каждое движение президента символично и имеет значение. По некоторым действиям или отсутствии их можно предположить настрой и прочитать позицию. Так, приезд уже упомянутого Косачева на съезд новой партии Казимеры Прунскене глава государства, вероятно, все же восприняла негативно. Об этом свидетельствует хотя бы отсутствие в те выходные выражения соболезнования России в связи с трагедией в Перми. Подобные телеграммы с соболезнованием, когда погибает столько людей, – элементарная этика и дипломатия.

Когда произошел теракт с «Невским экспрессом», пресс-служба президента Литвы отреагировала оперативно и в следующий понедельник после той трагедии на имя Дмитрия Медведева Даля Грибаускайте отправила письмо с соболезнованиями от имени всей Литвы. В этот раз пресс-служба президента молчала и в субботу, на следующий день после трагедии, когда под Вильнюсом проходил съезд новой партии, на который приехал Косачев, и в воскресенье, и в понедельник. 5 декабря, в субботу, когда уже было известно о страшной трагедии в «Хромой лошади», пресс-служба Дали Грибаускайте распространила сообщение о благотворительной акции для бедных людей «Рождественский суп», а в понедельник – о поздравлении президента Финляндии с Днем независимости, проблемах Игналинской АЭС и жителей Висагинаса, и об ответственности Сейма за принятие бюджета. Про Пермь – ни слова.