Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скованные одной цепью

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПодписание российско-казахстанских соглашений
Подписание российско-казахстанских соглашений
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казахстанский бизнес с опаской ждет унификации таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. С 1991 года, когда Казахстан получил независимость, в стране так и не создана сильная промышленная инфраструктура. Все это время правительство с усердием, достойным лучшего применения, принимало различные наполеоновские планы по индустриализации страны.

Казахстанский бизнес с опаской ждет унификации таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. С 1991 года, когда Казахстан получил независимость, в стране так и не создана сильная промышленная инфраструктура. Все это время правительство с усердием, достойным лучшего применения, принимало различные наполеоновские планы по индустриализации страны.

О различных декларациях можно и не говорить, ибо их число стало неприлично большим.

Думается, вопрос объединения рынков России, Беларуси и Казахстана давно напрашивался. Вся история развития торговых отношений вела к тому, чтобы они структурно объединились. Все товарные потоки, за исключением китайских, поступают в нашу страну через границу Беларуси и России. Это в равной степени относится и к импорту, и к экспорту.

Поэтому вся история независимого Казахстана - это отчасти история проблем с трансфером грузов через территории России и Беларуси. Время от времени проблемы приобретали гипертрофический характер, иногда - быстро решались, но всегда были очевидными. Таможенный союз в этом ракурсе - цивилизованная форма уйти от всех проблем, раз и навсегда их решив.

С другой стороны, казахстанский рынок с его 16-миллионным населением был не столь привлекательным для мировых производителей, транспортных компаний, мультинациональных корпораций. Другое дело, объединенный рынок трех стран, который, при всех других привходящих моментах, очень даже интересен.

Таможенные посты - бич торговли

Под данным утверждением, уверен, подпишутся если не все импортеры и экспортеры, то большее их число. Таможенные посты между тремя государствами всегда существовали лишь для того, чтобы затруднять торговлю, и за счет этого снимать со всех участников внешнеэкономических отношений определенную мзду.

Для того, чтобы мзду давали охотнее и без сопротивления, таможенники выдумывали новые правила таможенного оформления. Зачастую они принимались с такой быстротой, что импортер узнавал о них, когда его груз уже прибыл на таможню.

Естественно, импортеру приходилось каким-то образом решать возникшие проблемы, а универсальным средством решения всех проблем на таможне были, есть и будут живые деньги.

Ситуация, как признаются участники внешнеэкономической деятельности, безвыходная. Если идти законным путем, то товар обязательно попадет на склады временного хранения при таможне. А так как хранение в них платное, придется платить большие деньги. Если же товар скоропортящийся, то совсем беда, он может испортиться на складе.

В любом случае у участников внешнеэкономической деятельности есть и другие обязательства перед теми, кто товар ждет. Поэтому и приходилось решать проблемы на таможне с помощью взяток: получалось по принципу "и овцы целы, и волки сыты".

Кроме прочего, граница давно стала своеобразной кормушкой контролирующих органов. Они всеми правдами-неправдами хотели получить доступ на таможню, ибо участие в процессе сулило хорошие прибыли.

Вслед за таможней участник внешнеэкономической деятельности попадал в лапы пограничников. Последние вправе проверить содержание груза и потребовать разгрузить большегрузные автомашины. Есть и другие методы воздействия на экспортеров-импортеров. К примеру, проткнуть длинным металлическим щупом бахчевую продукцию, или указать на небольшую помарочку в сопроводительных документах. Все это делается лишь для того, чтобы и пограничнику дали мзду. Он ее получал, и таким образом вопросы сразу решались.

Фитосанитарная инспекция, СЭС и ветеринарный надзор также могут вымотать любого человека и в какой угодно форме. Там тоже все вопросы решались с помощью денег.

А еще - транспортный контроль, который мог, к примеру, потребовать наличия в автомобиле огнетушителя, медицинской аптечки. Но это лишь дежурные требования. Есть и другие, к примеру, проверка выбросов из выхлопной трубы, их соответствие нормам "Евро-2", а также соответствие автомашин по своим техническим характеристикам. Чем разгребать все требования, легче дать денег.

Таможенный союз должен убрать таможенные посты на пути дрейфа товаров, капитала и рабочей силы. В этом плане он необходим, и сильно упрощает жизнь тех, кто зарабатывает на хлеб экспортом-импортом.

Таможенные тарифы - бич конкурентоспособности

Несмотря на явные преимущества, который Таможенный союз даст казахстанскому бизнесу, есть повод и призадуматься. По ряду товаров пошлины повысят в среднем на 30-35 процентов, будут также применяться усредненные пошлины (когда россияне, беларусы и казахи придут к определенному консенсусу). Есть товарные позиции, по которым ожидается понижение пошлин в среднем на 5-10 процентов.
Но складывается стойкое впечатление, что в Таможенном союзе преобладающей будет слово России. А так как российская экономика производит большой ассортимент товаров народного потребления, Москва сумеет не только сохранить высокие пошлины, но и через Таможенный союз распространить их по всей таможенной зоне.

Рост таможенных пошлин неминуемо приведет к росту издержек казахстанских компаний. К примеру, в среднем на 20 процентов подорожает продукция казахстанских молочников. Почти все крупные казахстанские переработчики молока закупают сырье в соседнем Кыргызстане.
Это автоматически повысит себестоимость единицы продукции, что не может не сказаться на розничных ценах. Если же исходить из нынешней ситуации на потребительском рынке, то цены на казахстанскую и российскую молочную продукцию примерно одинаковые. Рост цен на казахстанскую продукцию может спровоцировать снижение ее конкурентоспособности, и снижение спроса. В конечном счете, потребители предпочтут российские молочные продукты, чья доля на рынке будет расти за счет снижения доли казахстанских производителей.

Нельзя упускать из виду еще одно обстоятельство. Наряду с уже имеющимися российскими производителями, на казахстанский рынок активно зайдут белорусские молочники. Всем понятно, что беларусы умеют перерабатывать молоко и получать довольно качественную продукцию. На том же российском рынке они активно теснят россиян. Так что казахстанские молочники окажутся под перекрестным огнем своих российских и белорусских коллег по цеху. Конкуренция резко уплотнится, и еще не факт, что ее выдержат казахстанские компании.
К примеру, проблемы, которые обещают возникнуть у казахстанских производителей промышленных холодильных камер (комплектующие после внедрения новых таможенных пошлин вырастут в цене в среднем на 20 процентов), могут бумерангом ударить по мясникам и молочникам. И это только очевидные трудности, которые видны невооруженным взглядом.

Если молочники или производители холодильных камер разорятся, то на их место быстро придут россияне или белорусcы.

Выиграет ли торговля?

Есть расхожее мнение, что от Таможенного союза выиграет торговля. Но сначала начнется активная борьба за крупные торговые сети.
На этом поле уже засветился казахстанский премьер-министр Карим Масимов, который 17 ноября посоветовал местным операторам подумать о возможности купить торговую сеть в России, отметив, что сейчас для этого благоприятная ситуация, так как ритейлеры находятся в "полудохлом" состоянии. "Давайте поможем кому-нибудь купить одну торговую сеть, они все равно сейчас все в полудохлом состоянии находятся, и целенаправленно свои продукты будем продавать", - приводит слова Масимова РИА Новости.

Причем, по словам премьера, финансировать такого рода сделку готов Банк развития Казахстана. "Но желательно, чтобы это бизнес делал сам - купил какую-то сеть, и тогда у нас потенциальный рынок сбыта появился", - добавил казахстанский премьер.

Российским ритейлерам не очень комфортно на рынке России. Сейчас в Госдуме активно обсуждается законопроект "О торговле". В частности, в начале ноября депутаты ужесточили ограничения на развитие торговых сетей в стране. В законопроект к нынешнему положению о запрете расширения торговой сети, если она достигла доли в 25 процентов на рынке муниципального округа, были добавлены дополнительные ограничения. Так, торговая сеть не сможет расширяться, если превысила долю в 15 процентов на территории с населением 1-3 миллиона человек и 10 процентов - с населением более 3 миллионов человек.

Подобных ограничений нет в казахстанском законодательстве, поэтому российские ритейлеры с удовольствием придут в Казахстан.
На сегодняшний день российская торговая сеть "Вестер" инвестировала в развитие розничной сети супер- и гипермаркетов в Казахстане более 10 млн. долларов. Открыты два супер- и два гипермаркета в Астане, Караганде и Алматы. Примечательно, что основные инвестиции в три из четырех объектов сделаны в период кризиса в 2008-2009 годах.

Но на этом ритейлер не собирается останавливаться. В частности, компания уже утвердила проект освоения рынка ритейла в Казахстане на период 2007-2015 годы, в рамках которого будут открыты не менее 20 объектов с торговыми площадями около 4 тысяч квадратных метров каждый. В результате, будут освоены инвестиции порядка 80 миллионов долларов, то есть в среднем около 14 миллионов долларов в год.
Так что взаимопроникновение ритейлеров идет полным ходом. Выиграет тот, у кого "полный ход" окажется быстрым и коммерчески эффективным.

Таможенный союз неоднороден. Россия и Беларусь - это страны, в которых развито производство еще со времен Советского Союза. Казахстан являлся республикой, призванной обеспечивать союзные предприятия сырьем: нефтью, мясом, шерстью, кожей, зерном.
Данная специализация сохранилась. Несмотря на амбициозные планы, которые принимали и принимают в Казахстане. В том числе, Программа индустриально-инновационного развития, рассчитанная до 2011 года. По факту она провалилась.

Хотя один из акцентов программы - увеличение добавленной стоимости (производство и переработка своей продукции).

Основной проблемой для Казахстана стал нефтяной фактор. До тех пор, пока котировки на мировых рынках росли, а нефть безостановочно дорожала, никто и не думал всерьез заниматься диверсификацией казахстанской экономики. В принципе, всех устраивала ситуация, когда любые бюджетные или иные проблемы разрешались при помощи денег, поступавших от нефтянки. Эти деньги закрывали не только бреши в бюджете, но и шероховатости государственного аппарата. Любую неэффективность, а иногда и просто воровство можно было закрыть с помощью нефтяных денег.

Неэффективные чиновники пытались управлять неэффективными управленцами, в свою очередь, последние добивали остатки былой промышленной инфраструктуры. В конечном счете, все распродали, промышленность, созданная во времена СССР, канула в лету. А деньги от нефтянки позволяли даже при плохой игре жить более-менее сносно.

Хоть что-то

Предприятия, которые мы гордо именуем промышленными, по сути, не начинаются с нулевого цикла. Продукция, как правило, собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. По-иному это называется "отверточная сборка".

То же самое можно сказать и казахстанских мебельщиках. Всю необходимую фурнитуру они получают из Польши, Италии, Германии, частично из России. В свою очередь, российские мебельщики многое закупают в Европе.

Подробнее нужно остановиться на казахстанском автомобилестроении. Оно получило необходимые для развития льготы, когда практически готовые узлы и комплектующие завозились из России по нулевой ставке. Но по факту собранные на территории Казахстана автомобили получались дороже, чем у компаний-производителей.

По сути, Таможенный союз сделает выгодным сборку российских автомобилей в Казахстане. Примером тому могут служить планы российской компании "Соллерс". Недавно ее представители заявили, что собираются создать СП в Казахстане и собирать здесь "УАЗы" и несколько других марок авто мировых производителей.

Поэтому не приходится говорить о том, что в Казахстане есть собственное производство, которое выдает товар с добавленной стоимостью хотя бы 20-30%. Так как российские производители завозят часть комплектующих из Европы, Китая и других стран, то конечная цена продукта казахстанских производителей все равно вырастает, а конкурентоспособность автоматически снижается.

Агропром сразу не погибнет

Даже после того, как казахстанские предприятия начнут постепенно проигрывать в конкурентной борьбе, агропромышленный комплекс сразу не захиреет.

Зерно, животноводство и растениеводство, при умелом их стимулировании и субсидировании, останутся высоколиквидными казахстанскими активами. Поэтому уже сейчас Казахстан должен обратить внимание на агропром.

Мы должны заняться тем, что на самом деле легче всего сделать. А именно перерабатывать ту продукцию, которую дают аграрии. К примеру, заняться глубокой переработкой зерна. В этом плане есть необходимость развивать отрасль по производству спиртных напитков. Выпускать собственные бренды, активно их продвигать на рынке.

Из зерна можно делать макароны, лапшу, и весь ассортимент мучной продукции. Такие производители в Казахстане уже имеются. Поэтому есть смысл их поддержать.

Уже сегодня в Казахстане производится более 34 тысяч тонн шерсти, треть которой составляет тонкорунная шерсть. Значит, надо развивать текстильные предприятия, способные выпускать из шерсти продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Чтобы увеличить поголовье скота необходимо хоть через лизинг, хоть через прямое субсидирование его улучшить. Например, через государственную лизинговую компанию закупить породистый крупный и мелкий рогатый, птицу, районировать их, чтобы они могли перенести наши климатические условия, и передать сельхозпредприятиям и фермерам в долгосрочный лизинг.

Стоит активно развивать переработку овощей и фруктов. В Казахстане уже есть крупные компании, которые занимаются ею в течение долгого времени. Им надо помочь, а чтобы они не приобретали импортное сырье - наладить централизованную сеть закупа сельхозпродукции у производителей.

В условиях отсутствия качественного молока внутри страны тем же казахстанским молочникам приходится делать товар из импортного молочного порошка, с которым легче и выгоднее работать.

Не превратиться в торговцев

Налоговая политика, административные и разрешительные процедуры никак не способствуют развитию производства внутри Казахстана. Поэтому выгоднее заниматься не производством, а торговлей или услугами.

Теперь, когда Казахстан входит в Таможенный союз, данная тенденция может стать хронической. Казахстанский бизнес будет заниматься только покупкой и продажей товаров. В северных регионах Казахстана в магазинах продаются исключительно российские конфеты, такая же ситуация с молочной продукцией на западе страны.

Если такая динамика сохранится, а казахстанские производители станут постепенно банкротиться, то через год-полтора весь Казахстан перейдет на потребление российских и белорусских продуктов.

И это уже не новость. К примеру, в приграничных с Китаем регионах Казахстана давно потребляют все китайское.

И тогда Казахстан превратится в глобального торгаша в рамках Таможенного союза. Печальный прецедент налицо - все помнят, как Кыргызстан из страны с высоким уровнем развития животноводства превратился в регионального торгаша. Только по прошествии десятка лет, КР постепенно возвращает традиционные приоритеты - животноводство. Думаю, что Казахстан такая участь не может радовать.

Препоны при минимуме здравого смысла

Нынешняя ситуация с бизнесом в Казахстане довольно сложная. Чиновники с пеной у рта говорят о преференциях и льготах бизнесу, но реальных преференций и льгот нет.

Кондитеры говорят, что у них есть преференции по налогам и оборудованию. Но они ничто по сравнению с тем, какие условия для бизнеса созданы в соседнем Китае, где производитель первые пять лет вообще никаких налогов не платит. Он развивается, расширяется, набирает "жирку".

В Китае можно в течение одного дня оформить документы и разрешение на открытие завода, а у нас надо около года только приходится собирать документы. При этом китайские предприниматели имеют облегченный доступ к местным властям, и любые возникающие проблемы теми же властями быстро решаются.

В Казахстане предприниматели месяцами не могут попасть на прием к районному акиму. В том же Кыргызстане все гораздо проще: если бизнесмену необходимо встретиться с главой района, где находится его предприятие, встречу можно организовать в течение часа.
Такая ситуация сложилась и не меняется, потому что результаты работы власти и акимов не определяются развитием в регионе бизнеса, не зависят от того, сколько предприятий создано, какие налоги они платят.

В Таможенном союзе будет примерно то же, что и во времена СССР. Казахстан будет поставлять сырье: зерно, нефть, газ, металлы. А все остальное нам будут отправлять.

С тем же Китаем бессмысленно состязаться в сфере легкой промышленности. Даже Америка не занимается выпуском трикотажных изделий, потому что есть Китай. Есть сектора, которые традиционно заняты той или иной страной, и качество, и цены приемлемые. Поэтому Европа и Америка давно насыщены китайским текстилем.

А Казахстану необходимо сосредоточиться на том, что он может произвести из продукции, которую даст агропром. И поспешать - чтобы до вступления во Всемирную торговую организацию успеть все отладить.