Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гастарбайтеры больше гостят, чем работают?

Эксперты считают, что привлечение рабсилы в Германию из мусульманских стран было ошибкой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Десятилетиями проводимая ФРГ интеграционная политика оказалась неудачной, а ее последствия будут драматичными. Немецкие правящие элиты переоценили потребность страны в иностранной рабочей силе. И теперь присутствие здесь миллионов иммигрантов не только не способствует поддержке действующей системы соцобеспечения, а напротив – грозит ее обрушением.

Десятилетиями проводимая ФРГ интеграционная политика оказалась неудачной, а ее последствия будут драматичными. Немецкие правящие элиты переоценили потребность страны в иностранной рабочей силе. И теперь присутствие здесь миллионов иммигрантов не только не способствует поддержке действующей системы соцобеспечения, а напротив – грозит ее обрушением.

Такие выводы содержатся в вышедшем на днях немецком издании книги обозревателя New York Times Magazine Кристофера Колдуэлла (Christopher Caldwell) «Размышления о революции в Европе: иммиграция, ислам и Запад». Труд этот стал итогом более чем 10-летнего изучения автором процессов иммиграции в Европе (как он сам пишет, «от Мальме до Рима и от Дублина до Дуйсбурга»). По мнению Колдуэлла, «государству всеобщего благоденствия европейского образца грозит распад, а европейскому секуляризму (т. е. принципу отделения церкви от государства) брошен вызов со стороны ислама. Европа не может остаться Европой, если в ней уже живут другие люди».

«Решение пригласить иммигрантов, – пишет Колдуэлл, – принималось в трудный момент, когда после войны Европа лежала в развалинах. Но инициаторы приглашения полагали, что речь идет о кратковременной мере: никто не рассчитывал на значительный приток иммигрантов, думая, что прибудет их не больше, чем нужно для закрытия бреши, образовавшейся в результате людских потерь во время войны. Никто не думал и о том, что иммигранты станут претендовать на получение социальной помощи.

А то, что они принесут с собой культуру и уклад своих деревень, семейную клановость и мечети – это вообще казалось нелепостью. Но Европа переоценила свои требования к работоспособности иммигрантов. Экономическая польза от них, по мнению автора книги, оказалась минимальной, да и та носила временный характер. В итоге так называемый рационализм массовой иммиграции в Европу оказался химерой».

«В настоящее время в немецких городах гастарбайтеры (в частности, турки) составляют до 40% безработных, – пишет далее Колдуэлл. – Поэтому аргумент, часто выдвигаемый немецкими политиками, что иммигранты необходимы для поддержания функционирования системы соцобеспечения – несостоятелен. По расчетам Фонда ООН в области народонаселения, для устранения диспропорции, вызванной старением коренного населения Европы и падением рождаемости, необходим 701 миллион иммигрантов, что больше, чем все коренное население стран ЕС!

Что же касается Германии, то здесь число иммигрантов с 3 млн. в 1971 году увеличилось до 7,5 млн. в 2000-м. Но число работающих так и осталось на уровне 2 млн. При том, что если в начале 1970-х годов работающие составляли 65% от общего числа иммигрантов, то уже в 1983-м их доля упала до 38%».

В связи с этим Колдуэлл делает следующий вывод: иммигранты получают от системы соцобеспечения гораздо больше, чем сами привносят в нее. Что же касается перспектив интеграции, то их он оценивает скептически, а проводимые в Германии исламские конференции (встречи представителей мусульманских общин и местных властей) считает наивными.

«Фатальная смесь из немецкого и общеевропейского чувства вины, вызванного Второй мировой войной, нацизмом и колониальным прошлым, не может противостоять гипертрофированному чувству собственной идентичности у иммигрантов-мусульман», пишет Колдуэлл, и в подкрепление этого тезиса цитирует слова судьи Конституционного суда ФРГ Удо Ди Фабио (Udo Di Fabio): «Зачем этой живой мировой культуре интегрироваться в культуру западную, носители которой не воспроизводят достаточно потомства, а сама она уже не располагает никакой трансцендентальной идеей и движется к своему концу?»

В первой четверти ХХ века сенсацией стало появление труда немецкого философа Освальда Шпенглера (Oswald Spengler) «Закат Европы» (Der Untergang des Abendlandes), где он утверждал, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может, что каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла.

Весь ХХ век Европа худо-бедно продержалась. Что ждет ее в ХХI веке? Если верить Колдуэллу и Ди Фабио, перспектива для европейцев мрачна. Но глава федерального МВД Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schuble) на вопрос газеты Die Welt – как это может быть, что демократия, вопреки явно выраженной воле большинства населения, десятилетиями «продавливает» процесс иммиграции? – бодро ответил: «Чем лучше удается интеграция, тем меньше неприязнь к иностранцам. Людям следует постоянно объяснять, что различие между представителями разных культур является не угрозой, а взаимным обогащением».

Понятно, что в канун назначенных на 27 сентября выборов в Бундестаг от деятелей масштаба Шойбле иного и не услышать – ведь иммигранты составляют значительную часть электората. Хотелось бы лишь знать, как скоро политику Германии начнут определять, говоря словами Колдуэлла, уже совсем «другие люди»?

Обсудить публикацию на форуме