Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В ожидании Путина

Безобразие на московском авиашоу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Свой лучший шанс произвести впечатление на мир российская авиакосмическая отрасль получает раз в два года в августе на Московском авиакосмическом салоне МАКС. Однако в этом году вновь получилось так, что личное величие бывшего президента (а ныне премьер-министра) Владимира Путина и его помешанный на безопасности режим оказались важнее - причем в ущерб промышленным и торговым интересам России.

ЖУКОВСКИЙ, Россия. Национальные авиасалоны предназначены для демонстрации того, что промышленная база страны и ее рабочая сила могут предложить зарубежным партнерам и потенциальным покупателям. Необходимость показать себя особенно актуальна для российской авиационной и космической отрасли, у которой объемы экспортных продаж за последние годы упали, внутренние заказы почти полностью отсутствуют, а государственной поддержки с момента распада Советского Союза в 1991 году практически нет.

Свой лучший шанс произвести впечатление на мир российская авиакосмическая отрасль получает раз в два года в августе на Московском авиакосмическом салоне МАКС. Однако в этом году вновь получилось так, что личное величие бывшего президента (а ныне премьер-министра) Владимира Путина и его помешанный на безопасности режим оказались важнее - причем в ущерб промышленным и торговым интересам России.

В 1993 году, когда Россия во главе с президентом Борисом Ельциным провела свой первый авиасалон МАКС в закрытом в прошлом городе военной промышленности, расположенном к юго-востоку от Москвы, в это никто не мог поверить. В качестве экспонатов на всеобщее обозрение была представлена вся российская авиакосмическая промышленность - во всем ее разнообразии. Каждый мог все увидеть, потрогать и сфотографировать - впервые в истории. Более того, само мероприятие проходило на аэродроме, который на протяжении десятилетий был запретной территорией для иностранцев.

Во времена "холодной войны" аэродром ЛИИ (под этим названием известна авиабаза в Жуковском) (более точное название - аэродром ЛИИ им. Громова - прим. перев.) был одним из самых засекреченных объектов в Советском Союзе. А это многое говорит об изменениях в характере режима, который уделял столь большое внимание вопросам секретности. На аэродроме проходили все первые летные испытания новых советских истребителей и бомбардировщиков. Аэродром был настолько засекречен, что долгие годы американская разведка (которая обычно смотрела на этот объект с высоты орбиты спутников) даже не знала его настоящее название. Разведчики называли аэродром "Раменское" по названию одной из деревень, находившейся неподалеку от этого гигантского объекта.

Уже нет СССР, но ЛИИ и сегодня окружен колючей проволокой, минными полями и вооруженной охраной, которой больше, чем в концлагерях времен Второй мировой войны. Но такой устрашающий облик в этом году стал лишь увертюрой и декорацией к тщательно отрепетированному представлению, в котором зрителям и участникам пришлось ждать Путина - и надеяться на то, что он не задержится на МАКСе, чтобы все могли заняться своими делами.

В ельцинские годы во время проведения авиашоу все прилагали усилия к тому, чтобы разрядить напряженную обстановку секретности. Как и с большинством других патологий советской эпохи, которые пытался излечить первый российский президент, Путин и Co. и здесь умудрились повернуть время вспять. Сейчас всем на авиашоу заправляют спецслужбы. Они настолько жестко взяли под свой контроль мероприятия во время визита Путин в день открытия авиасалона, что МАКС превратился в блокадный город. На аэродром не пустили поставщиков из фирм обслуживания, и в жаркий летний день салон остался без питьевой воды, а ближе к вечеру в туалетах не осталось бумаги. И авиасалон превратился в настоящий кошмар для всех, кроме премьер-министра и его прихлебателей.

В день открытия любой крупной авиационно-космической выставки в мире - в Ле-Бурже (Париж), в Сингапуре, Берлине, Дубаи и так далее, ее почти всегда посещает глава государства, который перерезает ленточку и объявляет мероприятие открытым. Но организаторы не смогли воспользоваться присутствием высокого руководителя, чтобы привлечь на авиасалон как можно больше посетителей, как это бывает на вышеупомянутых мероприятиях. Визит бывшего человека КГБ был использован в качестве оправдания для того, чтобы по максимуму отпугнуть зрителей от авиашоу. Не было никаких пресс-конференций, за исключением той, что дал сам Путин в день открытия. Сигнал, который подал Путин, прозвучал не как "выставка открыта", а как "пока я здесь, выставка закрыта".

Выставочные залы закрыли, прессу разогнали, чтобы российский властелин мог спокойно совершить персональный обход, не отвечая на вопросы надоедливых репортеров и не позируя перед фотографами. Впервые на авиасалоне МАКС организовали полностью функционирующий пресс-центр - но воспользоваться им не смог никто, кроме Путина и его охраны. Влиятельная московская "Независимая газета" подвергла острой критике крайности на шоу Владимира Путина, и назвала атмосферу, созданную в результате VIP-вторжения, "малограмотным информационным вакуумом".

МАКС с самого первого дня стал напрасной тратой времени. Число иностранных журналистов, готовых мириться с его организацией, составило лишь малую долю от того количества, которое присутствовало там еще десять лет назад. Среди совершенно бессмысленных препон, расставленных на пути "четвертого сословия", было требование о том, что каждый прибывший на авиашоу репортер должен иметь подписанное командиром авиабазы разрешение на использование ноутбука. Такого я не видел за все те долгие годы, что посещаю подобные мероприятия во всем мире.

Но самым страшным ударом по выставке стало другое. Те многочисленные инновационные технологии, которые российские предприятия многие месяцы обещали показать на МАКСе, так там и не появились. Перечень из 20 новых авиакосмических систем, которые планировалось выставить на авиасалоне, был представлен Путину для утверждения. К сожалению, Путина в тот день в рабочем кабинете не оказалось - он был в рабочей поездке, изучая ущерб, нанесенный аварией на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции в южной Сибири.

Тот факт, что для показа этих новых систем необходимо личное разрешение Путина, говорит о неработоспособности российских служб безопасности. В большинстве государств имеется узаконенный процесс предоставления экспортных лицензий, в рамках которого никогда не требуется подпись людей, близких к уровню главы государства. Кроме того, по какой-то непонятной и необъяснимой причине у президента России и руководителя самого высокого ранга Дмитрия Медведева не оказалось достаточных полномочий для утверждения этого перечня в отсутствие премьер-министра - хотя теоретически он главнее Путина.

В связи с этим российская авиакосмическая отрасль, надеявшаяся показать все то лучшее и передовое, что у нее есть, и все мы - представители прессы, хотевшие об этом написать, были вынуждены ждать подписи Путина. Но он так ничего и не подписал. Поэтому выстрел российской авиакосмической промышленности в 2009 году, которым она хотела продемонстрировать все, на что способна, оказался холостым. Если хорошо подумать - наверное, это была идеальная демонстрация того, что путинская Россия может предложить своим иностранным партнерам по бизнесу.

Рейбен Ф. Джонсон специализируется на вопросах авиакосмической промышленности и международных отношений.

__________________________________________________________

МАКС-2009: показательных полетов не будет? ("BBCRussian.com", Великобритания)

Аллигаторы могут летать - на авиашоу МАКС ("Russia Today", Россия)

Обсудить публикацию на форуме