Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шеварднадзе считает, что в эпоху после "холодной войны" благодушие недопустимо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эдуард Шеварднадзе хранит у себя в рабочем кабинете кусочек Берлинской стены. Этот человек, поучаствовавший прекращению "холодной войны", не исключает возможности, что она разгорится вновь.

Эдуард Шеварднадзе хранит у себя в рабочем кабинете кусочек Берлинской стены. Этот человек, поучаствовавший прекращению "холодной войны", не исключает возможности, что она разгорится вновь.

Спустя двадцать лет после разрушения стены бывший советский министр иностранных дел, поспособствовавший делу примирения Москвы с Западом, полагает, что жить стало безопасней, чем раньше, но остерегает всех от безалаберного благодушия.

В интервью, данном в преддверии ноябрьской годовщины падения Берлинской стены, один из главных помощников бывшего советского президента Михаила Горбачева выразил сожаление в связи с гибелью Советского Союза, но сказал, что в связи с предшествовавшей ей эпохой "перестройки" и "гласности" никакого сожаления не испытывает.

Теперь, по его словам, миру предстоит как-то справиться с возрождающейся Россией, а также с неизведанной мощью Китая. Проблема российско-американских отношений также остается насущной.

"Безусловно, жить сейчас безопасней, чем было в эпоху "холодной войны". Но я не могу сказать, что можно жить спокойно", - сказал Шеварднадзе, беседуя с журналистом Reuters в своей охраняемой резиденции в столице Грузии Тбилиси.

"Первые признаки новой "холодной войны" уже налицо", - сказал он, имея в виду планы США разместить в центральной Европе противоракетный щит, предназначенный, по версии Вашингтона, для защиты от Ирана. Российская сторона, однако, считает эти планы прямой угрозой для себя и угрожает в ответ разместить ракеты в расположенном поблизости от Польши анклаве.

Шеварднадзе уже восемьдесят один год, он говорит медленно, а его фирменная седая шевелюра редеет. Бывший министр привлек внимание к опасности, которую представляет ширящееся повстанческое движение в республиках на юге России.

После падения коммунизма он стал президентом независимой Грузии, а теперь занимается критикой действий своего преемника, союзника США Михаила Саакашвили.

Шеварднадзе выразил сожаление в связи с тем, что в августе прошлого года Саакашвили отправил грузинскую армию воевать против пророссийских сепаратистов в Южной Осетии, что привело к разрушительной пятидневной войне с Россией.

Также Шеварднадзе с обеспокоенностью говорил о непредсказуемости роли Китая в новом мировом балансе сил. Еще будучи президентом Грузии, Шеварднадзе предупреждал своего российского коллегу Владимира Путина (ныне он занимает пост премьер-министра) о претензиях Китая на Сибирь.

"Безусловно, жить стало лучше", - сказал он. - "Стало спокойней. Отношения между странами улучшились... Но мы должны думать не только о нынешней ситуации, но и о завтрашнем дне. Что будет с Китаем?".

"Ничего удивительного"

В этом году весь мир будет отмечать двадцатилетие падения Берлинской стены. Шеварднадзе принимает благодарность, выраженную в его адрес посредством подписи на деревянной подставке под кусочек Берлинской стены. На ней написано: "Eduard, Danke!"

9 ноября 1989 года представитель правительства Восточной Германии Гюнтер Шабовски (Guenter Schabowski) показал журналистам лист бумаги и спросил:

"Вы же все это уже видели?"

В документе перечислялись "условия" передвижения граждан Восточной Германии на Запад. Прошло несколько часов, и они устремились через открытые ворота тысячами. Стена, воздвигнутая в 1961 году и отделившая собой Восточный Берлин от Западного, пала.

Шеварднадзе, впоследствии попавший в опалу из-за "революции роз" 2003 года, стоившей ему президентского кресла, сыграл ключевую роль в процессе открытия советского общества в конце 1980-х при Горбачеве, а также в появлении новой тактики прагматического идеализма в отношениях с Западом и в прекращении "холодной войны".

Этот склонный к сухому юмору, едва заметно улыбающийся грузин резко отличался от всех своих мрачных предшественников на посту главы советского внешнеполитического ведомства, причем как по форме, так и по содержанию. По его словам, в падении Берлинской стены не было ничего удивительного

"Я знал, что рано или поздно это случится. Мы не помогали и не мешали процессу. Немцы сами начали рушить Берлинскую стену", - сказал он.

"Думаю, что я тогда был прав, и наша с Горбачевым политика была единственно верной политикой, хоть результатом этой политики стал распад Советского Союза. А что делать?", - улыбнулся он. - "Советский Союз распался, и Грузия стала независимой".

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________________

Шеварднадзе и сегодня управляет политическими процессами ("Georgian Times", Грузия)

Эдуард Шеварднадзе: После приезда Байдена кое-что может измениться ("Deutsche Welle", Германия)

Интервью с Эдуардом Шеварднадзе: бывший грузинский лидер призывает нынешнего президента подать в отставку ("Los Angeles Times", США)