Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Это не трубопроводная война, а покушение на российское влияние

Внезапно возникший кризис застал Соединенные Штаты Америки врасплох

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вспышку масштабных боевых действий между Россией и Грузией кто-то уже поспешил назвать 'трубопроводной войной'. Огромные запасы нефти, находящиеся в глубине континента на Каспии, действительно играют свою роль, особенно в связи с тем, что Грузия стала ключевой страной-транзитером для энергоресурсов, поступающих из азербайджанского Баку в средиземноморский порт Джейхан...

Вспышку масштабных боевых действий между Россией и Грузией кто-то уже поспешил назвать 'трубопроводной войной'. Огромные запасы нефти, находящиеся в глубине континента на Каспии, действительно играют свою роль, особенно в связи с тем, что Грузия стала ключевой страной-транзитером для энергоресурсов, поступающих из азербайджанского Баку в средиземноморский порт Джейхан.

Трубопровод этот, строительство которого было завершено в мае 2006 года, является вторым в мире по величине. Хотя его маршрут выбирался с таким расчетом, чтобы он шел в обход России и лишал Москву рычагов влияния на ключевые ресурсы, сегодняшний кризис на Кавказе возник по причинам гораздо более важным и масштабным, чем нефть.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан - это лишь незначительная составляющая гораздо более крупного стратегического уравнения. Это попытка снизить все аспекты российского влияния в данном регионе - экономические, политические, дипломатические и военные. Действия эти организуют и финансируют в основном Соединенные Штаты, но к ним с энтузиазмом присоединяются некоторые бывшие сподвижники Советского Союза.

Президент Грузии Михаил Саакашвили самый ярый сторонник такой стратегии в регионе. Его соседи по трубопроводу Азербайджан и Турция настроены менее враждебно. Они стараются извлекать экономические выгоды из каспийской нефти и в то же время поддерживать хорошие отношения с Россией, избегая провокаций.

Теперь возникает вопрос о том, не переусердствовал ли Саакашвили. Не получилось ли так, что его действия по эскалации югоосетинского кризиса разрушили все шансы на нормализацию отношений Грузии и России, и их нельзя будет восстановить до тех пор, пока он остается на посту президента? Не укрепил ли он в глазах многих западных лидеров свой образ 'горячей головы'? Не разрушил ли он своими действиями надежду на получение от НАТО обещания начать этой осенью процедуру подготовки к членству? Франция и Германия в апреле возглавили в НАТО 'лагерь осмотрительных', заставив президента Буша отложить на месяцы принятие плана действий по подготовке Грузии к вступлению в альянс. Теперь их аргументы о том, что Грузия еще не готова, получили мощное усиление.

Внезапно возникший кризис застал Соединенные Штаты Америки врасплох. Поддерживая натовские амбиции Грузии, Белый Дом, вместе с тем, с большим сомнением относится к военным акциям, зная, что они не достигнут многого перед лицом мощной ответной реакции России. Посещая бывшую советскую республику в 2005 году, президент Буш призывал Саакашвили сохранять хладнокровие. 'Лидеры Грузии знают, что мирное урегулирование конфликта крайне важно для вашей интеграции в трансатлантическое сообщество', - заявил он на многотысячном митинге в Тбилиси.

Сторонники Саакашвили утверждают, что задержка с принятием Грузии в НАТО придала России смелости, и та начала весной и летом нагнетать напряженность в Абхазии (второй мятежный регион Грузии) и Южной Осетии. 'Русские истолковали это как кратковременный шанс', - заявил вчера заместитель председателя грузинского парламентского комитета по международным отношениям Георгий Канделаки. Как и другие грузины, он утверждал, что это не его страна инициировала на прошлой неделе эскалацию напряженности, которая в последние месяцы существенно снизилась и ограничивалась отдельными взаимными инцидентами на границе.

Начавшиеся боевые действия вызвали ответную реакцию, и русские пошли в контрнаступление, целью которого, похоже, является захват тех 40 процентов южноосетинской территории, которые до прошлой недели находились под контролем Грузии. 'Они [русские] сейчас контролируют значительную часть Южной Осетии, - заявил Канделаки, добавив при этом, - они также пытаются захватить всю Абхазию'.

Если русским это удастся, они встанут перед выбором, и им придется принимать решение, что делать дальше: сохранить новоприобретенные территории в качестве козыря на переговорах с Саакашвили, или пойти на крайние меры и воодушевить ставшую единой Южную Осетию на те действия, которых хочет большинство ее жителей - провозгласить независимость от Грузии и провести референдум о присоединении к Северной Осетии - своему этническому близнецу по ту сторону Кавказского хребта. Российский премьер-министр Владимир Путин уже намекнул на более жесткий вариант, когда сказал осетинским беженцам, что Грузия утратила право управлять этой территорией.

Когда закончатся бои и уляжется пыль, Саакашвили может также столкнуться с натиском политической оппозиции в Грузии. В горячке битвы парламентские лидеры сплотились вокруг флага страны, но если будет объявлено прекращение огня, и все войска Грузии вместе с мирным грузинским населением будут вынуждены покинуть Южную Осетию и Абхазию, Саакашвили могут призвать к ответу за то, что он не только потерял часть территории, но и лишился шансов на быстрое вступление в НАТО.

* * * * * * *

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

__________________________________

И кто захочет воевать с Россией? ("Christian Science Monitor", США)

Столкновение в Грузии - урок для США о роли России ("The New York Times", США)