Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разными курсами

ВМФ России не способен противостоять пиратам

Разными курсами picture
Разными курсами picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
История с захватом российского ледового буксира 'Свицер Корсаков' поднимает немало проблем. Начиная от ситуации с пиратством на море и заканчивая задачами, которые должны быть поставлены перед Военно-морским флотом России.

История с захватом российского ледового буксира 'Свицер Корсаков' поднимает немало проблем. Начиная от ситуации с пиратством на море и заканчивая задачами, которые должны быть поставлены перед Военно-морским флотом России.

Примечательно, что о захвате буксира, который произошел у берегов Сомали, стало известно именно в тот день, когда корабельная ударная группа ВМФ, в состав которой входил тяжелый авианесущий крейсер 'Адмирал флота Советского Союза Кузнецов', завершила поход в Атлантический океан и Средиземное море и торжественно была встречена в Североморске. Заметим, что одной из задач похода была 'отработка борьбы с морскими пиратами в судоходных районах'. Правда, Северная Атлантика, где большую часть времени находилась эскадра, в этом плане самое безопасное место. А вот до Тихого океана, до Аденского залива, где наиболее печальная статистика нападений на мирные суда, российские боевые корабли не дошли. Да и не собирались.

Тихоокеанская эскадра, которая ранее несла здесь боевую службу, почила в бозе в 1992 году. Правда, кораблей НАТО в этом регионе немало. Нападение произошло в Индийском океане - зоне патрулирования судов ВМФ стран - членов альянса. В частности, у берегов Сомали постоянно курсируют американские военно-морские корабли. Но, похоже, на российское судно, да еще идущее под флагом Сент-Винсента и Гренадины (вы знаете, где это?), им глубоко наплевать. ВМФ России оповестил корабли флота НАТО о захвате. А что толку? Между тем, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет, что государства должны вести борьбу с пиратством. Этой же конвенцией каждому военному кораблю предоставляется право захватывать суда пиратов.

Кстати, о флаге. Российский флаг на буксире намеревались поднять только в Сингапуре (буксир следовал из Санкт-Петербурга на Сахалин). Почему? Решили сэкономить на портовых и прочих сборах, плывя под флагом государства-оффшора? А о людях владельцы судна, похоже, забыли. Судно, кстати, было застраховано. Так всегда и происходит. Судно и груз страхуют, а людей - нет. Заметим, что японские власти разрешили своим судам, ходящим под чужими флагами, в случае опасности поднимать флаг Страны восходящего солнца. И пираты опасаются нападать на японские суда. Япония к тому же на защиту своих моряков посылает военные корабли.

Китайские же экипажи гражданских судов, к примеру, вооружены до зубов, они имеют на борту не только автоматы и пулеметы, но и гранатометы. Пираты это знают и не рискуют. А в России экипажи не вооружены, им выдается только комплект дубинок и наручники. Дело в том, что еще лет 20-30 назад принята резолюция IMO, которую также подписал Советский Союз. Согласно этому документу, экипажи гражданских судов на борту не должны иметь оружия. Логика проста: если пираты будут знать, что экипажи вооружены, они будут не захватывать их, а расстреливать. В Поднебесной, получается, следуют другой логике, и она не подводит.

Какое-то время тому назад, когда еще существовали СССР и советский военно-морской флот, наши суда не подвергались пиратским атакам. Все пираты знали: за младшим братом - гражданским моряком, всегда приглядывает брат старший - Военно-морской флот. Сейчас, когда множество судов, принадлежащих нашим пароходствам, плавает под 'удобными' флагами, а Военно-морской флот России сильно отличается от ВМФ СССР, нападения на наши суда случаются часто.

Помощник главкома ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало уже заявил, что участившиеся пиратские нападения на российские суда подтверждают необходимость присутствия в Мировом океане боевых кораблей ВМФ России. 'Участившиеся факты пиратских нападений на российские и иностранные суда подтверждают правильность курса военного руководства РФ и главного штаба ВМФ на возобновление присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства', - говорит Дыгало.

Правда, большой вопрос: способен ли российский флот защитить российских же гражданских моряков. Атомный ракетный крейсер или авианосец, бороздящий просторы Мирового океана под Андреевским флагом - это, конечно же, впечатляет. И демонстрирует мощь страны. Но способны ли ракетный комплекс 'Базальт' (дальность под 500 км) или баллистическая ракета с ядерной боеголовкой помочь в борьбе с пиратством? А скоростных фрегатов, да и баз поддержки, где они могли бы находиться, сегодня у России нет. Получается, планы строительства ВМФ (предусматривающие создание авианосцев) и реальные проблемы находятся на разных курсах.

________________________________

Черноморские баталии Киева и Москвы ("Зеркало Недели", Украина)

Демонстрация Владимиром Путиным силы логична, но может обернуться фарсом ("The Times", Великобритания)