Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пора покончить со сговором относительно руководства международных финансовых институтов

Необходимо отвергнуть монопольное право той или иной группы стран на руководство Всемирным банком и МВФ

Пора покончить со сговором относительно руководства международных финансовых институтов picture
Пора покончить со сговором относительно руководства международных финансовых институтов picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
22 августа Россия выдвинула кандидатом на пост директора-распорядителя Международного валютного фонда известного чешского экономиста Йозефа Тошовского. Она пошла на этот шаг потому, что нынешняя система руководства международной финансовой системой, ключевыми элементами которой являются Всемирный банк и МВФ, по сути устарела и нуждается в реформировании

22 августа Россия выдвинула кандидатом на пост директора-распорядителя Международного валютного фонда известного чешского экономиста Йозефа Тошовского (Josef Tosovsky). Она пошла на этот шаг потому, что нынешняя система руководства международной финансовой системой, ключевыми элементами которой являются Всемирный банк и МВФ, по сути устарела и нуждается в реформировании.

Суть договоренности, достигнутой еще в 1940-е гг., заключается в том, что возглавлять Всемирный банк должен американец, а МВФ - представитель Западной Европы. Эта система напоминает пережиток колониализма: за последние 60 лет в мировой экономике произошли радикальные изменения - мы стали свидетелями 'взлета' Китая, Индии и Бразилии.

Было бы странно, если бы, скажем, летние Олимпийские игры в послевоенные годы проводились только в Вашингтоне, а половина зимних - во Франции. К тому же в нашем случае речь идет не о спортивных состязаниях, а об институтах, обеспечивающих стабильность мировой финансовой системы.

Главная цель МВФ - обуздание мировых финансовых кризисов. Поэтому есть смысл, чтобы его возглавлял человек, имеющий опыт работы в условиях подобных кризисов. Большинство крупных европейских стран за последние 20 лет не переживали серьезных финансовых потрясений, поэтому специалистов с таким опытом там найти трудно.

Министры финансов Австралии, ЮАР и Бразилии направили главе МВФ коллективное письмо, где отмечается, что система, в рамках которой одно государство и группа государств 'наследует', как феодальную вотчину, право управлять двумя ведущими международными финансовыми институтами, не отвечает реалиям сегодняшней мировой экономики. Эту точку зрения разделяют и лидеры многих других стран. Предполагаю, что в их число входят и руководители моей страны.

Со времен кризисов в Турции и Аргентине мир не сталкивался с серьезными финансовыми расстройствами. Однако они, несомненно, ждут нас впереди. Финансовая ситуация в России сегодня стабильна. Мы больше не берем кредитов у МВФ, и выплатили всю свою задолженность Фонду. Однако за последние два десятилетия Россия прошла через два серьезных финансовых кризиса, и в эти моменты особое значение имела конструктивная позиция двух главных международных институтов. Именно поэтому необходимо, чтобы они по-прежнему пользовались доверием мирового сообщества.

Дело здесь, в общем, не в персоналиях. В личном плане никто не имеет ничего против французского кандидата Доминика Стросс-Кана (Dominique Strauss-Kahn). Речь идет о принципе: необходимо отвергнуть монопольное право той или иной группы стран на руководство обоими институтами. Кроме того, их глав необходимо избирать демократическим путем.

Целый ряд государств мира придерживается в этом вопросе единой точки зрения. Мы готовы перешагнуть через политические проблемы, существующие между нашими странами: отношения между бывшей метрополией и колониями, в частности, между Россией и бывшими государствами Варшавского договора, не всегда складываются легко. Однако российские власти готовы выдвинуть и поддержать кандидата из восточноевропейской страны, поскольку его репутация безупречна.

Мы не можем и не будем диктовать странам Восточной Европы, какую позицию должны занять их правительства. Мы выдвинули г-на Тошовского не потому, что он представляет Восточную Европу, а потому, что за его плечами - впечатляющие достижения. Нам не так важно, какую страну, или группу стран он представляет. Выскажу по этому поводу собственные соображения, которые я не обсуждал с российскими монетарными или финансовыми властями: странам Восточной Европы стоит подумать над способами усилить свое влияние на важнейшие решения по вопросам международной финансовой политики, принимаемые в рамках Евросоюза.

Г-н Тошовский возглавлял Центробанк Чехословакии, а затем Чешской Республики. Он обладает опытом обуздания финансовых кризисов. В период, когда он нес ответственность за монетарную политику Чехословакии, последняя стала одной из немногих стран, переживших коллапс коммунистического строя без гиперинфляции. Когда Чехословакия разделилась на два государства, он обеспечил переход на чешскую и словацкую валюты, избежав серьезных кризисов. Г-н Тошовский считается одним из самых квалифицированных банкиров в мире.

Существующая в МВФ система квот при голосовании нуждается в реформировании. Право принятия решений в важнейших финансовых институтах должно соответствовать доле той или иной страны в общемировом ВВП. Западная Европа, возможно, попробует обеспечить себе арифметическое большинство в совете директоров МВФ, опираясь на обещание США поддержать европейского кандидата в обмен на помощь ЕС при избрании главы Всемирного банка. Тем самым они могут попытаться противостоять остальному миру. Но я убежден: время для подобных сговоров прошло.

Егор Гайдар - бывший премьер-министр Российской Федерации. Сегодня он занимает пост директора Института экономики переходного периода

______________________________________________

Вызов Западу: Россия выставляет своего кандидата на пост главы МВФ ("The Washington Post", США)