Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1990 году Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer) опубликовал свое знаменитое эссе об 'однополярном моменте', о будущей способности Америки формировать мировой порядок по своему усмотрению. 'Истинная геополитическая структура мира после 'холодной войны' : представляет собой единый полюс мировой власти, который состоит из Соединенных Штатов Америки, находящихся на вершине индустриального Запада', - писал он

Сегодня, когда США поражены кризисом международного доверия к легитимности своей деятельности, руководящую роль должен взять на себя Евросоюз

В 1990 году Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer) опубликовал свое знаменитое эссе об 'однополярном моменте', о будущей способности Америки формировать мировой порядок по своему усмотрению. 'Истинная геополитическая структура мира после 'холодной войны' : представляет собой единый полюс мировой власти, который состоит из Соединенных Штатов Америки, находящихся на вершине индустриального Запада', - писал он.

В 2007 году почти все согласятся с тем, что однополярный момент, если он вообще существовал, к настоящему времени закончился. Это наглядно доказывается провалом 'однополярного эксперимента', также известного под названием вторжения в Ирак, и тем ущербом, который это вторжение нанесло международной репутации Вашингтона и легитимности его действий. Это довольно неприятное зрелище для традиционных европейских атлантистов - наблюдать за тем, как наносится ущерб и ставится под вопрос лидерство США. Однако сегодня мало кто надеется на то, что Америка сумеет повести за собой мировое сообщество. В обстановке кризиса доверия к США многие начинают надеяться на то, что Европа возьмет на себя инициативу и заполнит возникший вакуум. Может ли 2007 года стать 'европейским моментом'?

Критики признают, что Евросоюз не в состоянии стать лидером, поскольку он продолжает бороться с конституционным кризисом, не обладает способностью обеспечить ясные и четкие направления внешней политики, а также не имеет достаточной военной мощи. Однако в трех критических проблемах мирового масштаба - в вопросах нераспространения ядерного оружия, ближневосточного мирного урегулирования и климатических изменений - ЕС имеет больше возможностей, чем кто-либо другой.

Это была европейская идея - начать переговоры с Тегераном по ядерной проблеме, которую ЕС выдвинул в 2004 году. Вначале Вашингтон отнесся к ней с прохладцей. Позднее, когда европейская тройка в составе Великобритании, Франции и Германии выработала подход, ставший единственной стоящей линией поведения, Вашингтон предложил более активную поддержку. Но пока он не желает разговаривать с Тегераном по ядерным вопросам напрямую. Взять на борт Россию и Китай - это опять же была европейская инициатива. Если появится решение проблемы, то посредником, скорее всего, выступит все та же Европа. Среди европейцев существует гораздо большая сплоченность по иранскому вопросу, чем по вопросу Ирака пять лет назад. В иранском вопросе Евросоюз расколоть не удастся.

Говоря о израильско-палестинском конфликте, приходится признать, что за прошедшие шесть лет в этом направлении не достигнуто практически никаких успехов. Принятие 'дорожной карты' и создание 'квартета' (ЕС, Россия, ООН, США) - все это появилось на базе европейских идей. Формально Вашингтон эти инициативы одобрил, но никогда не относился к ним серьезно, а позднее практически отказался от них. В этом году мощные усилия со стороны нынешнего председателя ЕС привели к возрождению 'квартета' и к усилению дипломатической активности. Однако многие страны региона сомневаются в том, что Вашингтону хватит решимости, необходимой для обеспечения прорыва в мирном процессе, без активного содействия со стороны Европы. Готовность Европы взять на себя большую ответственность в данном регионе, а также сыграть свою роль в окончании войны в Ливане в 2006 году, в том числе, путем развертывания вооруженных сил в этой стране, открыла многим глаза - как на Ближнем Востоке, так и за его пределами.

Что касается изменений климата, то здесь главный вопрос заключается в том, кто сможет возглавить международные дебаты о режиме действий после Киото. Если в 2007 году удастся добиться заключения соглашения, и если оно получит шанс быть одобренным в США, Китае и Индии, то это, скорее всего, будет результат усилий ЕС по достижению амбициозных целей снижения выбросов СО2 и экономии энергии.

Но не будет ли 'европейский момент' 2007 года истолкован как вызов глобальному лидерству США?

Давайте не будем чрезмерно увлекаться: без активной американской поддержки, как политической, так и военной, невозможно будет решить ни одну из этих крупных проблем. Европейцам следует остерегаться, не поддаваясь искушению высокомерием в отношении США. Однако повышение роли Европы может на самом деле укрепить трансатлантические взаимоотношения, если в этот критически важный момент она предложит те элементы, которых не хватает сегодня Америке. Речь идет о доверии и легитимности. Именно поэтому нашим американским друзьям следует поддерживать европейские инициативы, соглашаться с европейской готовностью взять на себя роль лидера и приветствовать этот 'момент Европы'.

Вольфганг Ишингер - посол Германии в Великобритании. С 2001 по 2006 год он являлся послом Германии в США.

______________________________________________

Европа пришла в окончательный упадок ("Newsweek", США)

Евросоюз заблудился ("The Wall Street Journal", США)

Сто лет Европейскому Союзу ("The Economist", Великобритания)