Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Незрелое МАННГО

МАННГО - это не что иное, как ответ России не только 'энергетическому НАТО', но и Энергетической хартии

Незрелое МАННГО picture
Незрелое МАННГО picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Газовый ОПЕК' - хороший способ реинтеграции постсоветского пространства с попыткой воссоздания все той же 'империи-союза', теперь уже не на политической или идеологической основе, а 'рыночными методами'. Кроме того, стоящую перед Россией задачу стать энергетической сверхдержавой пока никто не отменял. Для решения этой задачи одного только 'ядерного щита' явно не достаточно. Нужен еще и 'газовый меч'

В конце января в одном из блогов мы говорили о том, что несколько известных сенаторов недавно внесли на обсуждение в американский конгресс так называемый 'Акт об энергетической дипломатии и безопасности'. Причиной возникновение этого документа стали опасения Запада оказаться в энергетической зависимости от небольшого числа стран, в которых сконцентрированы основные запасы нефти и газа, а еще потому, что доступ к энергоносителям все больше начинает зависеть от политической воли руководств этих стран. Законодатели США обеспокоились тем, что в будущем такое положение вещей может привести к новым политическим, экономическим и даже вооруженным конфликтам. Чтобы обезопасить себя от потенциальных угроз, они предложили придать блоку НАТО некие новые свойства и функции, способные защитить интересы ведущих индустриальных государств, основных потребителей энергоресурсов. В связи с этим даже появился новый термин - 'энергетическое НАТО'.

Как бы не относиться к самой этой трансатлантической организации, но прислушаться к аргументации экспертов НАТО никому не повредит. Так вот, по их мнению, одна из главных мировых проблем состоит в том, что Россия в перспективе способна использовать углеводородное сырье как политическое оружие, создав и возглавив мировой газовый картель, наподобие нефтяного ОПЕК. Был даже подготовлен обстоятельный доклад, в котором утверждается, что российские власти могут попытаться объединить интересы производителей газа в единую структуру, что резко увеличит влияние Москвы на Европу и на остальной мир. По данным аналитиков альянса, в состав новую организации могут войти Иран, Катар, Норвегия, Алжир, Ливия, а также ряд постсоветских стран Средней Азии. В одном из прошлогодних докладов Международного энергетического агентства, в частности, говорится: - 'Существует вероятность, что основные страны-производители газа начнут координировать свои планы по инвестициям и добыче с целью не допустить переизбытка товара на рынке, тем самым сохраняя высокие цены'. Надо отметить, что тревоги эти небеспочвенны. 'Газпром', например, давно уже работает со странами Средней Азии, скупая весь свободный объем добытого там газа, он также совсем не случайно заключил соглашение с Алжиром, на чью долю приходится около 10% всех газовых поставок в Европу. Многие специалисты убеждены, что между Россией и Алжиром уже существуют договоренности сдерживать инвестиции в добычу, для чего обе страны увеличили долю государства в проектах по разработке своих месторождений до уровня, составляющего не менее 51%.

О возможности международного 'газового альянса' В.Путин говорил еще в 2002 году, когда на саммите глав СНГ в Алма-Ате было сделано совместное заявление руководителей Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и России о взаимодействии по вопросам энергетической политики и обеспечения защиты интересов стран-производителей газа. Да и на последней своей 'Большой пресс-конференции' российский президент назвал 'интересной' идею создания 'газового ОПЕК' и даже обещал над ней подумать. Он, правда, подчеркнул, что не намерен создавать 'какой-то картель', но в то же время заметил: 'Мы согласны с иранскими специалистами, иранскими партнерами, с некоторыми другими странами, которые в больших количествах добывают и поставляют углеводороды на мировые рынки, - мы уже стараемся координировать свои действия на рынках третьих стран и намерены делать это в будущем'. Глава России упомянул Иран не случайно. Дело в том, что совсем недавно духовный лидер этой ортодоксальной мусульманской страны аятолла Али Хаменеи предложил России создать этот самый 'газовый ОПЕК' - мировой картель крупнейших поставщиков газа, обосновывая свое предложение тем, что Россия и Иран обладают половиной всех разведанных мировых запасов природного газа, а Россия к тому же является еще и крупнейшим экспортером этого вида топлива. 'Наши страны, помогая друг другу, могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК',- сказал Али Хаменеи на встрече с секретарем Совбеза РФ И. Ивановым. Я думаю, что соблазн воспользоваться иранским предложением для России все-таки очень велик.

'Газовый ОПЕК' - еще и хороший способ реинтеграции постсоветского пространства с попыткой воссоздания все той же 'империи-союза', теперь уже не на политической или идеологической основе, а 'рыночными методами'. Очередной импульс к осуществлению этого проекта придал в конце октября прошлого года депутат Госдумы, президент 'Российского газового общества' Валерий Язев. Он предложил создать структуру со сложным названием - 'Международный альянс национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ'. Для удобства в сокращенном виде ее предложено именовать - МАННГО. Согласно концепции развития МАННГО, альянс должен опираться на базу ЕврАзЭС (куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан), с постепенным присоединением к ним Туркменистана, Украины и Молдовы. Главным интегратором объединения, естественно, должна стать Россия. В дальнейшем к МАННГО предполагается присоединить Иран (если его до этого не разбомбят), что обеспечит картелю контроль над большей частью мировых запасов газа. По версии В.Язева, МАННГО может играть решающую роль в установлении единых цен на газ и транспортных тарифов, координации владения активами в добывающих, транспортных и перерабатывающих предприятиях. Регулировать цены на газ планируется при помощи уровня добычи - по аналогии с ОПЕК.

МАННГО пока еще остается только проектом, но многое по его реализации уже сделано, во всяком случае 'Газпром' пытается прибрать к своим рукам все, что только можно. Российский монополист, например, получил контроль над сооружающимся газопроводом Иран - Армения. Сначала за щадящую цену в 110 долларов за тысячу кубов он стал владельцем 45% акций 'АрмРосГаза', который полностью контролирует всю газовую систему Армении, а затем за 119 млн. долларов докупил еще активов компании, увеличив свою долю до 58% акций. Все мы в курсе того, что целью 'Газпрома' в Беларуси являлись (и являются) все белорусские нефтехимические предприятия и создание СП на базе так необходимого россиянам 'Белтрансгаза'. Последнее, кстати, Москве удалось в полном объеме, хотя и не без труда. Кроме того, на территории Беларуси 'Газпром' является собственником магистрального газопровода Ямал-Европа, вместе с 'Газпромбанком' владеет контрольным пакетом ОАО 'Белгазпромбанк' - одного из крупнейших в республике. 'Газпрому' также принадлежит контрольный пакет СП ОАО 'Брестгазоаппарат', выпускающего хорошо известные в СНГ кухонные плиты под маркой 'Гефест'. Об истинных размерах присутствия 'Газпрома' в Беларуси можно только догадываться.

А вот в Украине повторить белорусский успех 'Газпрому' так и не удалось. Несмотря на все усилия премьер-министра В.Януковича, во вторник Верховная Рада Украины законодательно отвергла даже самую возможность допуска России во владение украинской газотранспортной системой, проголосовав за это решение практически единогласно (430 голосов - 'за', из 450 возможных). В принятом украинскими депутатами законопроекте говорится: 'Реорганизация, слияние, присоединение фондов, другие преобразования государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, а также их приватизация - запрещается'. В отличие от белорусов украинцы умеют держать дистанцию и, несмотря на свои внутренние политические разногласия, способны объединиться в нужный момент для сохранения собственной независимости. Без участия Украины перспективы МАННГО на постсоветском пространстве, на мой взгляд, стремительно приближаются к нулю. Хотя надежды на Украину у В.Путина были огромные. На той же своей пресс-конференции он даже пригласил украинские компании добывать газ в России при условии, что 'Газпром' получит в управление транзитный газопровод. В.Янукович стал единственным украинским политиком, который поддержал В.Путина, заметив, что объединение газовых активов может быть перспективным проектом, если оно пройдет по принципу '50 на 50'. Ну чем не белорусский вариант? В результате был вынужден оправдываться уже глава украинского Минтопэнерго Ю.Бойко, утверждая, что 'принципиальные договоренности' по этому поводу были достигнуты главами правительств двух стран. 'Газпрому' сильно не повезло, что В.Янукович так и не успел стать президентом Украины. Наверное, теперь уже и не станет. . .

Возможное создание 'газового Опек', или МАННГО, во главе с Россией, крайне беспокоит и Евросоюз. Отношения ЕС и России можно очень коротко обрисовать следующим образом. На Западе существует энергетический рынок, и на этом рынке большинство стран присутствуют в качестве покупателей, которые объединились с целью устанавливать правила игры, удобные и понятные для всех. Эти правила определяются так называемой Энергетической хартией, с которой Россия категорически не согласна и отказывается ее подписывать. Главное, что не устраивает российские власти связано с ролью российской трубопроводной системы в европейской энергетике. Евросоюз пытается заставить РФ разрешить допуск к российским трубам иностранные компании, в этом случае, например, газ из Средней Азии будет закупаться европейскими потребителями непосредственно в странах-производителях, а Россия будет получать лишь деньги за прокачку. Россия на этот вариант согласиться не может и, главное, не хочет, желая в своем распоряжении иметь все - от дырки в земле до западного потребителя, включая транспортную систему, которую и пытается скупить, где только можно. В противном случае ни 'Газпром' ни Россия уже не смогут диктовать цены на энергоносители.

Ну какому монополисту это понравится? Поэтому МАННГО - это не что иное, как ответ России не только 'энергетическому НАТО', но и Энергетической хартии. Скорее всего в итоге МАННГО в виде официального картеля, напоминающего нефтяной ОПЕК, создан так и не будет. Однако это совсем не означает, что Россия силами 'Газпрома' и ряда других своих крупнейших компаний не будет пытаться и дальше усиливать влияние на мировые энергетические рынки, стараясь объединить и возглавить страны-производители энергоресурсов, тем самым диктуя свою волю странам-потребителям. Кроме того, президент России поставленную перед своей страной задачу стать энергетической сверхдержавой пока не отменял. Для решения этой задачи одного только 'ядерного щита' явно не достаточно. Нужен еще и 'газовый меч', и Беларусь, тесно сотрудничая с 'Газпромом' и продавая ему свои активы, только помогает России 'выковать' это грозное оружие. Но как бы нам самим первыми от этого 'меча' и не погибнуть? Такой вариант развития событий в будущем совсем не исключен.

______________________________________

Новый картель? ("Newsweek", США)