Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В НАТО: с Абхазией или без Абхазии?!

Для чего властям Грузии проводить такую жесткую политику в отношении России и выводить ее из себя часто по высосанному из пальца поводу?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До сегодняшнего дня Россия тормозит решение вопроса о признании независимости Абхазии и Самачабло из-за нескольких основных факторов: не меньше, чем международное давление, Россию пугает и то, что признание независимости территорий Грузии, расположенных на границе с Северным Кавказом, может бумерангом обернуться против огромной, больной плоти самой России и стать серьезным импульсом к ее распаду

Последние недели, крайне насыщенные политическим событиями, дают основание сделать несколько примечательных выводов. Итоги местных выборов точно выявили сегодняшний настрой общества и, с точки зрения дальнейшей перспективы, - два заслуживающих внимания момента: пассивность избирателей и второе место объединенных 'республиканцев - консерваторов'.

И все же думается, что главный итог выборов - это пассивность избирателей на фоне предпринятого властью информационно-рекламного штурма. Как правило, активность населения на выборах в местные органы управления повсюду традиционно низкая. Однако власть Грузии отнеслась к ним не как к обычным местным выборам.

Ни на одних выборах любого уровня, проведенных в Грузии до сих пор, не осуществлялся такой масштабный информационно-рекламный штурм на сознание или несознательность избирателя, как это имело место на нынешних выборах. К этому добавляется еще и то, что сегодняшняя власть эффективно примеривает на себя имидж 'действенной', 'плодотворной', 'заботящейся о народе', что особенно бросается в глаза на фоне бездейственного, неплодотворного правления предыдущей власти (если не считать, что главный результат власти Шеварднадзе - именно правление Саакашвили).

На фоне такой информационно-рекламной активности власть, наверное, должна задуматься о столь низком показателе явки электората на выборы. Не пришли голосовать даже те, кто положительно оценивает деятельность нынешней власти, надеясь, что и без их голосов победа на выборах легко достанется их избраннику.

Не удались также активизация молодежи и ее участие в выборах в той степени, в какой рассчитывала власть, несмотря на огромные финансовые средства, потраченные на эту цель. Однако факт и то, что оппозиция тоже не смогла вывести на выборы протестующий электорат. Таким образом, возможно, что те, кто не пришли на выборы, с успехом могут стать на будущих выборах сторонниками как оппозиции, так и власти. А это огромный по численности ресурс для обеих сторон.

Второй примечательный результат заключается в том, что по итогам выборов на второе место с довольно высокими процентными показателями вышел блок, объединивший 'республиканцев' и 'консерваторов'. Удовлетворения эти фактом не скрывали и сами лидеры Республиканской партии, так как со времени ее участия в выборах это для нее самый высокий результат

Республиканцев, как партию 'интеллектуалов', которая в меньшей степени работала на широкие массы, тоже поддерживала интеллектуальная часть общества. Эта поддержка колебалась в пределах 3-5 процентов. Такой результат обусловили многие факторы, в том числе, наверное, и имидж 'консерваторов' (их партнеров по блоку) в народе; мало конкурентная оппозиционная среда; шире всех, по сравнению с другими оппозиционными партиями, рекламируемая информационная кампания, причем не только в предвыборный период; особые симпатии к ним со стороны СМИ, что было заметно.

Но самое примечательное в этом результате, что из оппозиционного спектра участников выборов на первое место вышел блок, субъекты которого ('республиканцы' и 'консерваторы') были одними из вдохновителей 'революции роз'. Сейчас трудно говорить о дальнейших перспективах этих партий или их блока, но одна аналогия все же напрашивается - в свое время власть Шеварднадзе сменили порожденные в ее же недрах субъекты.

И сейчас тоже определенного успеха достигает сила, которая вместе с нынешней властью на протяжении ряда лет очень активно работала над тем, чтобы совершить революцию. И хотя успех на этих выборах не является настолько впечатляющим, чтобы говорить о гарантированном будущем 'республиканцев' - 'консерваторов', однако остальной оппозиционный спектр этот факт, наверное, все же заставит задуматься.

Главный вопрос, который должен быть урегулирован до будущих выборов, - отношения с Россией. Для характеристики современной России точно подходят те два факта (один из них очень трагичный), которые произошли в этой стране на прошлой неделе. Первый - это убийство одного из самых видных журналистов современности - Анны Политковской, которая действительно ценой жизни отстаивала последние бастионы свободы слова, прессы в России; и второй факт - заявленная пока на уровне желания идея Путина открыть в Петербурге нефтяную биржу, на что, по его словам, уже выразили согласие Азербайджан и Казахстан.

Именно это и есть два полюса современной России: страна, противостоящая демократии оружием, становится определителем правил игры в мировой энергетической политике. А это непосредственно отразится на энергетической безопасности, к примеру, той же Европы и в значительной мере определит и ее политические симпатии/антипатии.

Нынешний этап российско-грузинских отношений эстонский эксперт Март Лаар сравнивает с осуществленными в предыдущие годы Россией в отношении Эстонии жесточайшими санкциями, которые его страна достойно выдержала и сегодня стала членом НАТО.

Говорить об аналогиях, конечно, можно, но у Грузии, в отличие от тогдашней Эстонии, есть проблема восстановления территориальной целостности страны - воссоединения с фактически оккупированными Россией территориями. Сегодня это - самый реальный рычаг, который Россия держит в руках против Грузии.

Все остальные санкции страна, желающая сохранить независимость, должна выдержать и более или менее успешно преодолеть их, изыскать альтернативные источники энергии, альтернативные рынки для собственной продукции и т.д. Хотя надо отметить и то, что Эстонии, являющейся органичной частью Европы, решить проблему освоения европейского рынка было гораздо проще, чем Грузии.

Вернемся снова к вопросу конфликтных зон Грузии. В этом плане, самым симптоматичным является заявление, сделанное в последние дни Сергеем Бабуриным, мол, если НАТО так хочет членства Грузии в этом блоке, то пусть принимает Грузию без Абхазии и Самачабло.

Самый страшный рычаг, который может задействовать Россия, - именно начало процедуры признания независимости Абхазии и Самачабло и поощрение - принуждение подобных ей и дружественных режимов (Лукашенко, Уго Чавес, Фидель Кастро и другие) признать, вслед за Россией, независимость этих территорий Грузии.

В этом отношении именно прецедент Косово (который, как ревностно утверждают представители нашей власти, никак не может быть применим к конфликтным зонам Грузии) может стать для Грузии роковой точкой отсчета. Если процессы будут развиваться именно в таком направлении, тогда главный вопрос, на который Грузия должна получить ответ от своих хозяев: является ли вступление в НАТО гарантией возвращения Абхазии и Самачабло, или Грузия может реально оказаться перед выбором - вступление в НАТО ценой потери Абхазии и Цхинвали?!

До сегодняшнего дня Россия тормозит решение вопроса о признании независимости Абхазии и Самачабло из-за нескольких основных факторов: не меньше, чем международное давление, Россию пугает и то, что признание независимости территорий Грузии, расположенных на границе с Северным Кавказом, может бумерангом обернуться против огромной, больной плоти самой России и стать серьезным импульсом к ее распаду. Однако, если до сих пор эти факторы сдерживали действия путинской России, то впереди президентские выборы 2008-го года, и никому не известно, кто возглавит власть в этой стране, - вновь фигура, по большей части настроенная на партнерство с американцами, или ультранационалист.

На этом фоне непременно возникает вопрос: для чего властям Грузии проводить такую жесткую политику в отношении России и выводить ее из себя часто по высосанному из пальца поводу?

Можно предположить, что учитывая опасность со стороны России, власть таким путем добивается на внутриполитической арене мобилизации вокруг себя грузинского общества. А на внешнеполитической арене пытается показать, что Россия, как деструктивная и агрессивная сила, не сможет выполнить миротворческую функцию в урегулировании конфликтов в Грузии, так как она реально является стороной, участвующей в этих конфликтах, и, соответственно, должна быть заменена.

На этом пути Грузия никак не может надеяться на бесхребетную Европу, а насколько велико влияние Америки на сегодняшнюю власть России, покажет время, тем более, что в американской прессе уже появились статьи, в которых отмечается, что своими действиями власть Грузии ставит под серьезный удар отношения Америки с Россией.

Хатуна Лагазидзе - политический эксперт