Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взгляд на политику Москвы в отношении Ливана

В российском руководстве существовало совершенно определенное расхождение во мнениях относительно того, следует ли Москве принимать участие в миротворческой операции ООН на юге Ливана после прекращения огня

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В целом, российская внешняя политика постаралась создать впечатление того, что Москва вносит большой вклад в разрешение ливанского кризиса, в то же время, избегая серьезного в нем участия и тех последствий и рисков, которые с ним связаны. Не такой политики ждут от великой державы. Но в то же время, в благоразумии ей отказать нельзя.

ВАШИНГТОН - Боевые действия, разразившиеся между Израилем и "Хезболлой" в прошлом месяце, вызвали многочисленные заявления российских властей, однако почти никаких практических шагов с их стороны сделано не было. Эти заявления включали следующее:

- призывы к немедленному прекращению огня (не меньше таких призывов звучало и со стороны других стран, но не от Соединенных Штатов и Израиля, которые надеялись, что Израиль разгромит "Хезболлу");

- критика "Хезболлы" за похищение двух израильских солдат (а именно это похищение вызвало начало конфликта), а также Израиля за "непропорциональные" ответные действия;

- предупреждения о том, что конфликт может распространиться на другие страны, если не закончить его в кратчайшие сроки;

- опровержения обвинений Израиля в том, что "Хезболла" использует в своих нападениях ракеты российского производства, полученные от Сирии (несмотря на многочисленные доказательства, что именно так и было);

- призывы к принятию "сбалансированной" резолюции Совета Безопасности ООН, которая учитывала бы "интересы всех сторон", включая интересы ливанского правительства и даже "Хезболлы".

В российском руководстве существовало совершенно определенное расхождение во мнениях относительно того, следует ли Москве принимать участие в миротворческой операции ООН на юге Ливана после прекращения огня. И министр обороны Сергей Иванов, и президентский помощник Сергей Приходько дали понять, что Россия не будет выделять своих солдат в состав миротворческого контингента. Однако министерство иностранных дел России заявило, что Москва "изучает" или "рассматривает" возможность такого выделения. Не было единства по этому поводу и у депутатов Государственной Думы. То, что не прозвучало никаких заявлений по поводу выделения российских военнослужащих в состав миротворческой миссии ООН, дает основания полагать, что верх в этих дебатах взяли силы, бывшие против такой отправки - по крайней мере, пока.

28 июля Москва опубликовала "официальный список" тех организаций, которые российские власти считают террористическими. В список этот не вошли ни "Хезболла", ни ХАМАС. Похоже, что публикация этого списка имела больше отношения к проблемам Москвы в Чечне, а не к проводившимся боевым действиям на Ближнем Востоке. Было заявлено о том, что "Хезболла" и ХАМАС не включены в этот список, поскольку они не занимаются террористической деятельностью против России и поскольку не все страны считают их террористическими группировками. Возможно, Москва сделала это в рамках собственной пиар-кампании, направленной на мусульман и имеющей следующую логику: поскольку Россия согласна с мусульманским миром в том, что "Хезболла" и ХАМАС являются законными оппозиционными движениями, то мусульманский мир должен вместе с Россией рассматривать мусульманские оппозиционные движения Чечни и других республик России и бывшего Советского Союза в качестве незаконных.

В Совете Безопасности ООН Россия в основном поддержала франко-американскую инициативу о прекращении огня. А когда Ливан возразил против ряда положений проекта резолюции, Россия поддержала Бейрут. Но поскольку готовность Бейрута к сотрудничеству имела важнейшее значение для достижения соглашения о прекращении огня, Соединенные Штаты Америки и Франция в любом случае должны были согласиться на внесение поправок в текст, чтобы Ливан согласился с миротворческим планом.

Видя, что боевые действия продолжаются, и что в этих условиях невозможно добиться консенсуса по вопросам общей резолюции Совета Безопасности ООН о прекращении огня и миротворческого плана, Россия заявила, что предложит немедленное гуманитарное прекращение огня на 72 часа. Вместе с тем, представитель России в ООН Виталий Чуркин ясно дал понять, что Москва не борется с США и Францией за роль миротворца, и что она не будет выдвигать свое предложение, если Вашингтон и Париж предложат приемлемую для всех сторон постоянную резолюцию о прекращении огня. Вскоре после этого такая резолюция была согласована, а российское предложение о трехдневном прекращении огня поставлено на обсуждение. Председатель российского Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что московское предложение о временном прекращении огня стало катализатором для принятия постоянной резолюции.

Звучали многочисленные сообщения о том, что российские официальные лица консультировались со своими коллегами из других стран, в том числе, из Сирии и Ирана, по поводу данного конфликта и способов его урегулирования. Вскоре после его начала Сергей Иванов даже объявил о том, что "Россия готова использовать свои контакты с ХАМАС в интересах разрешения нынешнего кризиса на Ближнем Востоке". Однако практически нет публичных свидетельств того, что Москва пыталась серьезно убедить ХАМАС и (что еще важнее) Сирию с Ираном в необходимости обуздать "Хезболлу". Если такие попытки осуществлялись тайно, то похоже на то, что они не увенчались успехом. Лидер ливанского парламентского большинства Саад Харири (Saad Hariri) действительно просил Москву "воспользоваться своими отношениями с Израилем, чтобы добиться немедленного прекращения огня". Хотя публично Москва призывала к такому прекращению огня на протяжении всего кризиса, Израиль такие призывы практически проигнорировал. И в итоге он согласился на прекращение отнюдь не для того, чтобы доставить удовольствие Москве.

Нет свидетельств того, что между российским руководством и "Хезболлой" были прямые публичные контакты. В одной российской газете были опубликованы слова члена политбюро "Хезболлы" и депутата ливанского парламента Амина Шари (Amin Shari) о том, что ""Хезболла" пока не установила прямых связей с российскими представителями". Это довольно удивительно, если учитывать, что сейчас в парламенте Ливана есть несколько законно избранных членов "Хезболлы". Москва оправдывала установление контактов с ХАМАС тем, что эта организация одержала победу на выборах в январе 2006 года. Но в отличие от "Хезболлы", ХАМАС в ходе тех выборов завоевал большинство мест в парламенте.

Поскольку конфликт между Израилем и "Хезболлой" возник практически накануне саммита Группы восьми, который Путин проводил в Санкт-Петербурге, этот кризис находился в центре обсуждений саммита. Говоря о данной проблеме, Путин, похоже, прилагал максимум усилий, чтобы выглядеть дипломатичным и беспристрастным. Например, после встречи с президентом Джорджем Бушем 15 июля Путин сказал: "Мы считаем, что беспокойство Израиля вполне обоснованно. Недопустимо преследовать свои цели, политические или иные, путем применением силы, похищений людей или нанесения ударов по территории одной страны с территории другой. Однако и ответное применение силы должно быть пропорциональным. Кровопролитие должно быть остановлено как можно скорее". После этого Путин открыто участвовал в дипломатических усилиях по разрешению этого кризиса (например, он говорил на данную тему во время телефонных бесед с премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair) 6 августа, с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом (Mahmoud Ahmadinejad) 11 августа и с итальянским премьер-министром Романо Проди (Romano Prodi) 22 августа). Однако он предпочел, чтобы все заявления по поводу кризиса делали его подчиненные.

Это очень сильно отличается от его реакции на победу ХАМАС в ходе выборов в январе 2006 года. Путин лично пригласил делегацию ХАМАС посетить Москву вскоре после их завершения. Похоже, что это была его собственная инициатива. Конечно, Путин был разочарован в своем очевидном ожидании того, что ХАМАС воспользуется этой возможностью и отойдет от своей радикальной позиции, согласившись на определенные условия (признание Израиля, отказ от насилия и выполнение предыдущих израильско-палестинских соглашений), изложенные "квартетом". Возможно, именно это разочарование от ХАМАС повлияло на решение Путина не идти на такие же шаги в отношении "Хезболлы".

В целом, российская внешняя политика постаралась создать впечатление того, что Москва вносит большой вклад в разрешение ливанского кризиса, в то же время, избегая серьезного в нем участия и тех последствий и рисков, которые с ним связаны. Не такой политики ждут от великой державы. Но в то же время, в благоразумии ей отказать нельзя.

Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)