Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русская армия Эстонии

Кошмарный сон эстонских политиков

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русификация армии - один из кошмарных снов тех политиков, которые до сих пор считают эстонских русских "оккупационным гарнизоном". Понять, что для русского, родившегося и выросшего в Эстонии, она такая же родина, как и для эстонца, им просто не дано. Для них единственный выход из кошмара - укрепление Кайтселийта, где русских все-таки особо не наблюдается

На этой неделе проходит очередной призыв в Силы обороны Эстонии. Одеть в цвета хаки намечено чуть больше тысячи новобранцев. Между тем в последний октябрьский призыв на призывные пункты не явился каждый шестой из получивших повестку. Что в наше время достаточно легко объяснимо: молодежь стремится не терять времени в армии и делать карьеру в самом раннем возрасте, а способов закосить от службы в нашей демократической стране более чем достаточно.

В связи с массой таких случаев министерство обороны даже собирается создать специальную базу данных призывников, уклоняющихся от выполнения священного гражданского долга. И ежели ты, к примеру, получил справку о нарушениях психики, то от армейской службы тебя, конечно, освободят, но и получить водительские права тоже будет нелегко.

Самое интересное, что сам министр обороны Юрген Лиги является сторонником полной отмены призыва и перехода на профессиональную армию. Причем он ссылается на мнение кураторов от НАТО, которые тоже требуют от Эстонии не следования концепции "тотальной обороны", а приведения пусть небольшого, но профессионально обученного военного контингента в соответствие со всеми натовскими стандартами. Нынешние же сроки службы по призыву (от восьми до 11 месяцев) можно сравнить разве что с учебкой Советской армии, но они никак не гарантируют получения полновесной военной профессии.

У министра обороны уже были неоднократные стычки с наиболее патриотично настроенными депутатами парламента, которые считают концепцию "тотальной обороны" (призыв в армию плюс укрепление боевой потенции Кайтселийта) основой безопасности Эстонии. При этом они ссылаются также и на воспитание патриотического духа, который без сохранения этой системы, по их мнению, напрочь исчезнет. Дежурным критиком министра является, например, известный национал-радикальный депутат Тривими Веллисте, мягко говоря, не очень жалующий лиц другой национальности, проживающих в Эстонии.

Анекдотичность этой ситуации состоит в том, что наиболее охотно идут служить в эстонскую армию именно русские граждане Эстонии. Для этого есть целый ряд причин. Одна из них - вековечная вера русских родителей, что армия выправит их оболтусов и превратит их в настоящих мужчин. Правда, здесь многих постигает разочарование. Мамаша одного из таких оболтусов жаловалась мне, что сын приехал в очередной отпуск, которых, по ее мнению, в эстонской армии и так слишком много - и загудел на неопределенный срок с друзьями. На обеспокоенные вопросы матери: "а тебя не накажут?", беспечно ответствовал, что возьмет бумажку из поликлиники о каком-нибудь недуге и отмажется - это вовсе не сложно.

Другая причина - ограниченные возможности для начала профессиональной карьеры у выпускников русских школ. Помыкавшись без дела, многие предпочитают отдаться армии. При этом есть возможность и неплохо заработать, устроившись в миротворцы, которые, собственно говоря, и являются ядром будущей чисто профессиональной армии, за которую ратует министр Лиги. Причем зачастую армия рассматривается именно как способ заработать стартовый капитал для дальнейшей карьеры на "гражданке".

Помнится, в лагере эстонских миротворцев в Боснии я попросил командира показать мне образцово-показательного бойца. Тот привел меня в комнату солдата, на куртке которого красовались чисто русские имя и фамилия. Парень для беседы отвлекся от учебников, коими был завален его стол. Выяснилось, что пошел он в армию подзаработать, в принципе ему нравится, платят хорошо, но его девушка против долгих заграничных командировок. Так что нужно готовиться к семейной жизни и гражданской профессии. Замечу, что интерьер большинства других комнат казармы разительно отличался от этой "русской" комнаты - там книг замечено не было, зато в лучших традициях голливудских фильмов о Вьетнаме стены сверху донизу были залеплены малоодетыми дамами в призывных позах.

Русификация армии - один из кошмарных снов тех политиков, которые до сих пор считают эстонских русских "оккупационным гарнизоном". Понять, что для русского, родившегося и выросшего в Эстонии, она такая же родина, как и для эстонца, им просто не дано. Для них единственный выход из кошмара - укрепление Кайтселийта, где русских все-таки особо не наблюдается. Но даже к концепции "тотальной обороны", не говоря уже о профессиональной армии, эта организация имеет очень косвенное отношение. Нужна она разве что для того же Веллисте, если ему захочется на досуге поупражняться, по примеру своего соратника по партии Марта Лаара, в стрельбе по портретам политических противников. Или для той девицы, что решила на параде в честь Дня независимости продемонстрировать в строю Кайтселийта свои сережки в виде свастики.