Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страна может казаться сильной, но. . .

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В момент, когда Владимир Путин готовится к саммиту Группы Восьми в Санкт-Петербурге, величайшему дипломатическому шоу своего президентства, его соратники и советники демонстрируют возросшую уверенность в отношении места России в мире.

В момент, когда Владимир Путин готовится к саммиту Группы Восьми (G-8) в Санкт-Петербурге, величайшему дипломатическому шоу своего президентства, его соратники и советники демонстрируют возросшую уверенность в отношении места России в мире.

С учетом того, что высокие цены на нефть дают Кремлю беспрецедентные доходы от налогов, у них есть все основания чувствовать себя уверенно. И они все сильнее сопротивляются критике российских внутренних событий со стороны Запада, в особенности его жалобам на кремлевский "ползучий авторитаризм".

Но в Москве существуют также страхи по поводу возможных внешнеполитических шоков - таких событий, как Оранжевая революция 2004 года на Украине - которые в преддверии президентских выборов 2008 года могут быть восприняты как поражение России.

Россия может казаться сильной, но ее официальные лица нервничают по поводу предстоящих двух лет. Заявленной политикой России является поддержание хороших отношений с мировыми центрами силы: Европейским Союзом (ЕС), Японией, Китаем, Индией и, прежде всего, США. "Мы верим в многополярный мир", - сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.

В то же время Кремль проявляет возрастающую готовность вести конкурентную борьбу за влияние, в особенности в бывшем Советском Союзе. Г-н Путин рассматривает энергию как средство продвижения интересов России во всем мире. Это средство достижения политических целей, получения огромных денег и восстановления некоторой части той национальной гордости, которую Россия утратила после краха Советского Союза.

Такой подход Кремля к мировым делам вызывает напряженность в его отношениях с Западом и с бывшими советскими республиками, особенно с Украиной и Грузией.

Отношения как с США, так и с ЕС официально считаются хорошими, но в действительности они далеко не такие тесные. Россия сотрудничает со своими западными партнерами по жизненно важным вопросам, включая энергетику, безопасность, терроризм и нераспространение ядерного оружия и технологий.

Но растущая решимость России игнорировать западные модели демократии в своем внутреннем развитии вбивает клин между Западом и Россией. Заместитель директора либеральной аналитической организации Московский центр Карнеги Дмитрий Тренин (Dmitri Trenin) предсказывает ни много, ни мало, как прекращение сотрудничества России с США и ЕС.

"Мы наблюдаем отдаление России от Запада", - утверждает он. Он прогнозирует укрепление связей России с Китаем и при этом полагает, что в этих отношениях Пекин неизменно берет верх благодаря огромной численности своего населения и динамично развивающейся экономике. Другие полагают, что Россия не уступает своих позиций в многополярной конкуренции за глобальное влияние.

Президент близкой к Кремлю аналитической организации "Политика" Вячеслав Никонов говорит: "Россия хочет, чтобы в мире были независимые центры силы". Росту напряженности в отношениях между Востоком и Западом способствуют политические разногласия из-за Большого Ближнего Востока. Москва не менее сильно, чем Запад, хочет помешать Тегерану создать ядерное оружие, не в меньшей мере потому, что Россия расположена гораздо ближе к Ирану, чем США или ЕС. Но, как это произошло в иракском кризисе, Россия опасается, что США могут прибегнуть к силе, что будет иметь непредсказуемые последствия.

Россия и Запад не ладят между собой также в некоторых странах бывшего Советского Союза. Г-н Лавров заявляет, что Москва уважает независимую внешнюю политику государств региона и интересы внешних держав, таких, как США. Однако, говорит он, он также хочет, чтобы уважались российские интересы. Г-н Никонов отбрасывает дипломатическую деликатность и открыто заявляет, что бывший Советский Союз является "естественной" сферой влияния России.

Россия является мощной политической и экономической силой в постсоветской региональной организации Содружество Независимых Государств (СНГ) и господствующим поставщиком энергии государствам СНГ, за исключением трех стран с большими запасами углеводородов, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана. Однако Россия сталкивается с затруднениями, так как многие страны СНГ с подозрением относятся к своему бывшему имперскому хозяину.

В Грузии президент Михаил Саакашвили, пришедший к власти в 2003 году в результате народного восстания, неоднократно ставил под сомнение мотивы России. На Украине прозападный президент Виктор Ющенко развивает связи с ЕС, чтобы уравновесить российское влияние.

Политика г-на Ющенко и г-на Саакашвили раздражает российских консерваторов, включая Константина Затулина, члена Государственной Думы РФ и директора поддерживаемого правительством Института стран СНГ.

Он привлекает всеобщее внимание к утрате Крымского полуострова, который в советские времена был передан Украине, и угрожающе говорит: "Ничто не вечно под луной, и границы Европы тоже могут измениться. Почему российско-украинские границы должны быть священной коровой?"

В высказываниях г-на Затулина нет намека на пропаганду применения силы, но есть все указания на то, что Россия будет и дальше использовать экономические и политические инструменты, включая энергетическую политику. Ее готовность использовать энергию в политических целях была продемонстрирована в начале нынешнего года, когда поставки природного газа на Украину были на короткое время приостановлены в ходе спора из-за подписания соглашения о ценах.

Россия ясно дала понять, что намерена отказаться от предусматривающих низкие цены контрактов на поставки газа в бывшие советские республики и перейти на рыночные цены. Г-н Лавров говорит, что Россия хочет ясного и предсказуемого ценообразования на рыночной основе.

Ранее в этом году казалось, что Украина была выбрана по причине прозападных позиций г-на Ющенко. Но впоследствии газовая монополия "Газпром" обнародовала планы повышения цен для Белоруссии, являющейся близким союзником России. Представляется, что Россия поднимает цены для всех, хотя быстрота их роста может быть различной.

Кремль заинтересован в приобретении пакетов акций в таких энергетических предприятиях, как украинские и белорусские газопроводные сети, в поощрении российских инвестиций в регионе и в том, чтобы вдохнуть больше жизни в экономическую интеграцию в масштабах СНГ.

Однако у России нет эффективной идеологии для распространения влияния за пределы своих границ. Она пытается противопоставить притягательности западных демократических ценностей свои аргументы относительно важности политической стабильности. Но эти аргументы нередко сводятся к пекущейся о собственных интересах защите действующих правителей, почти не имеющей идеологического содержания.

Активная пропаганда русского национализма может стать привлекательной для этнических русских, проживающих за пределами России, но она может также отдалить людей нерусской национальности как внутри России, так и за ее границами и вызвать опасные расколы. Г-н Затулин говорит: Большинство людей не думают об империи, а большинство русских интеллектуалов боятся слова 'империя'".