Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цена градуса

Чем ближе к весне и теплу, тем меньше остается в Украине сторонников январских газовых соглашений в Москве

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем ближе к весне и теплу, тем меньше остается в Украине сторонников январских газовых соглашений в Москве. Да, эта тяжелая и холодная зима заканчивается, но она, естественно, для нас не последняя, и из нее нужно сделать серьезные выводы. Вчера этим занимались эксперты, собравшиеся на круглом столе 'К энергетической безопасности в Европе: уроки газовой конфронтации России с Украиной'

Чем ближе к весне и теплу, тем меньше остается в Украине сторонников январских газовых соглашений в Москве. Да, эта тяжелая и холодная зима заканчивается, но она, естественно, для нас не последняя, и из нее нужно сделать серьезные выводы. Вчера этим занимались эксперты, собравшиеся на круглом столе 'К энергетической безопасности в Европе: уроки газовой конфронтации России с Украиной', организованном Фондом им. Фридриха Эберта и Центром мира, конверсии и внешней политики Украины.

Очень резкий анализ ситуации провел вице-президент консорциума 'Индустриальная группа', бывший первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый. По его словам, газовый конфликт с Россией имеет только одну положительную черту: в стране вспомнили об энергосбережении. А негативов очень много, и главный состоит в том, что Украина 'дала возможность России полностью монополизировать ситуацию на рынке газа стран СНГ, закрыть доступ на этот рынок любым реальным иностранным инвесторам, фактически 'забить пробку' в транзит центральноазиатского газа с территории Евразии в Европу и в Украину'. Как отметил Чалый, 'это не только сдача украинских национальных интересов, но и стратегических интересов Евросоюза и стран НАТО'.

В последние дни стало заметно отрицательное отношение к украинско-российским газовым соглашениям посла США в Киеве г-на Хербста. Да и заместитель министра торговли США Дэвид Семпсон сказал журналистам в субботу, что на встрече с премьер-министром Украины Юрием Ехануровым американская сторона вновь подтвердила свою 'заинтересованность в том, чтобы увидеть очень четкое и прозрачное соглашение' между Украиной и Россией по обеспечению Украины газом.

Глава крупнейшей в стране промышленно-финансовой группы СКМ Ринат Ахметов считает, что украинское руководство было не готово к повышению Россией цен на газ, в результате чего пострадали 'украинская экономика, украинский народ'.

С этим представителем крупного бизнеса, видимо, согласен и министр финансов Украины Виктор Пинзеник. По мнению министра, украинские производства настолько зависимы от российского газа, что из-за повышения цены на него украинцы просто будут должны отдать россиянам свои предприятия. 'Та неопределенность и риски, которые заключаются в возможном повышении цен, могут превратить украинские предприятия в учреждения по переработке российского газа, которые будут платить готовой продукцией с небольшой маржой. А нынешние владельцы украинских предприятий в лучшем случае смогут превратиться в менеджеров новых собственников', - отметил Пинзеник, выступая в субботу на одном из телеканалов.

Заместитель министра иностранных дел Андрей Веселовский, только что возвратившийся из Брюсселя, очень аккуратно 'задел' местных бюрократов, за то, что они 'замалчивают' недопоставки газа украинской стороне, которые происходили 1 и 2 января (накануне подписания газовых соглашений), а сверхнормативные, но предусмотренные контрактами отборы другой стороны 'объявляются воровством'.

Расшифровка 'ноты' Веселовского (он на упомянутом круглом столе констатировал, что в Украине 'умеют отличать политику от политиканства') показывает, что антиукраинскую позицию в этом вопросе занял премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, который обвинил Украину в несанкционированном отборе газа, предназначавшегося для Европы. Но итальянцы, которых в Украине любят, тем не менее совершенно не обязаны отвечать взаимностью. Другое дело наши официальные лица, которых страна, так сказать, наняла для выполнения тех или иных функций. Как далеко распространяется их право на ошибку? И обязаны ли другие страны, не говоря уже о собственных гражданах, прощать допущенные оплошности? Этот вопрос по-своему решил Веселовский. По его мнению, 'признание украинской стороной в принципе необходимости перехода со временем на рыночные отношения в газовой сфере и намерения в отношении этого не являются достаточным основанием для спонтанного повышения цены почти в пять раз'.

Как быть? Можно ли сегодня вернуть низкую, 'политическую', цену на газ для Украины. Этого сегодня мало кто хочет, и еще меньше экспертов на это надеются. Но можно ли без конца повышать, как сказал вчера директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко, 'градус газовой критичности'? Думается, общественное мнение в стране, подготовленное низкой температурой в квартирах, достаточно созрело для того, чтобы остановиться и, как предлагает Чалый, выработать определенную коррекцию внешней политики, направленную на то, чтобы, сохраняя нацеленность на Европу, обеспечить также новую стратегию компромиссов с Россией и неконф ронтационный баланс отношений с этой страной.

N27, вiвторок, 21 лютого 2006