Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда речь заходит о России, в заголовках сегодняшних газет фигурирует в основном газ, однако для инвесторов более перспективным вложением остается нефтяная отрасль этой страны. Нефтяные компании вытянули экономику России после потрясений 1998 года. Правда, затем настал год "ЮКОСа", после которого, кроме всего прочего, существенно замедлился рост объемов добычи нефти. Вчера были опубликованы данные, согласно которым за прошлый год они поднялись всего на 2,5 процента. К тому же, Кремль одновременно усилил контроль над сектором и поднял налоги

Когда речь заходит о России, в заголовках сегодняшних газет фигурирует в основном газ, однако для инвесторов более перспективным вложением остается нефтяная отрасль этой страны. Нефтяные компании вытянули экономику России после потрясений 1998 года. Правда, затем настал год "ЮКОСа", после которого, кроме всего прочего, существенно замедлился рост объемов добычи нефти. Вчера были опубликованы данные, согласно которым за прошлый год они поднялись всего на 2,5 процента. К тому же, Кремль одновременно усилил контроль над сектором и поднял налоги.

И все же, несмотря на это, акции таких компаний, как 'Лукойл' и 'Сургутнефтегаз', с 2003 года уверенно идут вверх с опережением не только по отношению к их коллегам на Западе, но и к темпам роста всех развивающихся рынков. В какой-то степени этот факт можно объяснить тем, что дело "ЮКОСа" считают единичным случаем. Кроме того, на руку этим компаниям сыграло то, что в результате отката крупнейшего эмитента в национальном нефтяном секторе и покупки 'Газпромом' контрольного пакета акций 'Сибнефти' на рынке стала ощущаться нехватка активов. Недооценили инвесторы и влияние российских компаний на рост цен на нефть. По оценке Morgan Stanley, облегчение налогового бремени привело к тому, что теперь с каждого доллара, получаемого компаниями от покупателей при цене нефти марки Urals, превышающей 25 долларов за баррель, государству достается всего 80 центов, а не 90, как принято считать.

У крупных российских нефтяных компаний два преимущества. С одной стороны, себестоимость добычи в России одна из самых низких в мире, а остаточные сроки выработки запасов еще достаточно велики. Довольно перспективным направлением станет разработка пока плохо исследованных областей Восточной Сибири, если для ускорения этого процесса государство снизит соответствующие налоговые ставки.

Однако есть еще и российский сектор переработки нефти и продажи нефтепродуктов. Долгое время его мало кто воспринимал всерьез, а между тем в прошлом году удельная прибыль интегрированных компаний с экспорта продуктов нефтепереработки была выше, чем на сырой нефти, чему немало способствовала проведенная в марте прошлого года налоговая реформа. Вложения в техническое перевооружение стареющих нефтеперерабатывающих заводов приведут к повышению объемов производства продуктов с более высокой долей добавленной стоимости - бензинов и дизельных топлив, которые пойдут на рынки России и Восточной Европы - при том, что и тот, и другой растут быстрее среднего. В общем, сегодня, когда во всем мире в отрасли особенно остро стоит проблема восполнения и дифференциации запасов, крупные нефтяные компании России представляют собой весьма интересную альтернативу.