Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина после революции: любовь вместо сахара

Поскольку оранжевые революционеры нежат своих детей, многим украинцам приходится отказываться от сладкого

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Можно было бы сделать вывод, что это то же самое болото, что и до революции. Но он оказался бы слишком поспешным. Избалованные сыночки президентов и бойцы с сахаром и маслом в правительстве - не только украинский феномен. Во всяком случае, новым явлением на Украине после революции стала возможность открыто говорить и сообщать в средствах массовой информации о скандалах и ошибках

Место для стоянки автомобиля было выбрано неудачно. Безбожно дорогой BMW M6 так просторно разместился на узкой улочке в центре Киева, что остальным автомобилям приходилось объезжать его по тротуару. Можно подумать, что это дело дорожной полиции, ан нет. Недремлющее око закона оказалось близоруким. И смешно было бы думать, что все дело только в том господине, который вышел из этой шикарной машины. А был это Андрей Ющенко, сын украинского президента и героя революции.

Символичное нарушение правил парковки

Нарушение правил 19-летним отпрыском политика превратилось в скандал национального масштаба - с серьезными подозрениями, рассерженной общественностью и еще более рассерженным президентом. Скандал с парковкой автомобиля символичен и отражает всю противоречивость и все те контрасты, которые можно обнаружить на Украине сегодня - восемь месяцев спустя после мирной революции ноября 2004 г.

С одной стороны, горькое, но неопровержимое понимание, что многие оранжевые революционеры боролись со старым режимом, прежде всего, чтобы занять местечко у государственной кормушки. О многих бывших соратниках и финансистах Ющенко говорят, что они превращают свои новые посты в правительстве в деньги.

Старики как дойные коровы

Что звучит абстрактно, имеет конкретные последствия. Галина Ивановна в ноябре еще стояла на киевской площади Независимости и кричала 'Ющенко!', насколько ей позволяли ее разболтавшиеся вставные челюсти. Сейчас эта пенсионерка, согнутая в три погибели от старости, стоит в пяти минутах от этого места с лотком сигарет на Бессарабском рынке и жалуется: цены на сахар резко выросли, и как раз в сезон консервирования, когда сейчас нужно обеспечивать себя на всю зиму вареньем. Виновники сидят в правительстве: 'Они наживаются, а мы, старики, будто дойные коровы', - шамкая, ворчит пенсионерка.

Ходят слухи, что хорошо зарабатывает на высоких ценах на сахар, именно король кондитерских товаров и сахарной промышленности Петр Порошенко. Предприниматель, который, судя по фигуре, не гнушается собственной продукции, заслужил в прошлом году прозвище 'денежный мешок революции'. Сегодня он - руководитель Совета безопасности и один из важнейших политиков новой Украины. Поэтому совершенно логично, что народные избранники в парламенте очень буквально восприняли обязанность заботиться, по крайней мере, о здоровых зубах народа, защитив его от дешевого импортного сахара, а производителей отечественного - от снижения прибыли.

Приятные пустяки

Поэтому неудивительно, что посаженный на сниженный сахарный рацион простой украинец завидует сладкой жизни сына президента с его BMW за 130 000 евро, тем более что сей отрок позволяет себе еще и другие приятные пустяки, например другой шикарный немецкий автомобиль с эмблемой в виде звезды, или регулярное посещение самых дорогих ресторанов города, где только чаевые во много раз превышают среднюю заработную плату в стране. Существуют и еще более злые слухи о намного более интимных вещах, говорить о которых здесь довольно неловко.

Можно было бы сделать вывод, что это то же самое болото, что и до революции. Но он оказался бы слишком поспешным. Избалованные сыночки президентов и бойцы с сахаром и маслом в правительстве - не только украинский феномен. Во всяком случае, новым явлением на Украине после революции стала возможность открыто говорить и сообщать в средствах массовой информации о скандалах и ошибках.

Когда недавно в Москве сын министра обороны Сергея Иванова, превысив скорость, сбил насмерть в самом центре женщину, то только пара непокорных газет, которые никто почти не читает, сообщили об этой смертельной гонке. Точно так же обстояло дело, когда процесс против сына министра по этому делу был беззвучно прекращен. Таким же табу является в Москве и тот факт, что второй сын Иванова в 24 года является вице-директором 'Газпромбанка', контролируемого государством.

Государственный разбой

Управляемые российские СМИ умело используют скандалы в Киеве, чтобы создать впечатление, будто после победы демократии у украинцев дела обстоят так же, как и у римлян после вторжения гуннов, в то время как Россия является воплощением правопорядка и стабильности. Коварная тактика. В Москве цензура препятствует ведущим СМИ публиковать материалы о постоянных скандалах и беспредельной коррупции, а тем самым, на первый (телевизионный) взгляд, в стране царит порядок. В то же время новая открытость на Украине позволяет даже самым маленьким скандалам становиться предметом дискуссий.

Недавно Ющенко, например, распустил ненавистную народу дорожную полицию. На Украине она, как и поныне в России, занималась с попустительства государства поборами, словно разбойники с большой дороги. Но государственное телевидение Москвы преподнесло этот шаг, который украинское население приветствовало, как трагедию для Старого Света и скатывание к хаосу и анархии.

Лучше народное гулянье, чем Народная палата

Драку в Раде, украинском парламенте, жертвами которой стало немало микрофонов и пиджаков и которая могла бы сделать честь любому мало-мальски солидному народному гулянью в Баварии, российское телевидение передавало с наслаждением. Но если же посмотреть на то политически кастрированное и совершенно безжизненное прозябание российского парламента (где, по словам его председателя не место для политических дискуссий), то любого в Москве охватит зависть к Киеву, ведь там в народном представительстве еще бывают споры. И вполне простительно, что порой при этом в ход идут кулаки, ведь гласит же поговорка: 'Лучше народное гулянье, чем Народная палата'.

Если политики в России, как правило, считают ниже своего достоинства даже допускать критические вопросы, Ющенко после упреков в адрес его старшего сына держал ответ. А из него последовало, что шикарный автомобиль не принадлежит его сыну, а он 'арендует его за деньги, и средств у него для этого достаточно'. У Ющенко-младшего есть свое предприятие, и он работает в консалтинговой фирме. Как сообщил президент, его сын - богобоязненный и законопослушный. В отличие от журналиста, спровоцировавшего весь этот скандал своими статьями, и которого президент назвал 'киллером нанятым'.

Но сказал это, конечно, напрасно. Но совершить ошибку может только тот, кто достаточно открыт, чтобы воспринимать критику. Никто не ждал, что после революции в одночасье из аппаратчиков и бывших комсомольцев получатся образцовые демократы. И поэтому то, что кажется сейчас недостатками, и является настоящими успехами революции: именно тот факт, что сейчас о скандалах, по крайней мере, сообщается. Что коррупция и произвол чиновников не воспринимаются здесь, как в Москве, обычным явлением, по поводу которого почти никто уже не возмущается. Сейчас дело за Ющенко, он должен укротить аппетиты своих аппаратчиков и предотвратить рецидивы недемократичного поведения. Удастся ли ему это, пока неясно.

Давайте любить друг друга!

Все заметнее, что люди теряют терпение. И поэтому неудивительно, что оранжевые революционеры хотят немного подсластить жизнь своему ожесточенному сахарным кризисом народу. На всех улицах Киева висят плакаты, сетующие на сокращение населения. 'Нас должно стать 54 миллиона!', - вещает бледно-фиолетовая надпись. Или: 'Стране нужны космонавты!'. А внизу крупными буквами начертан недвусмысленно двусмысленный призыв к действиям: 'Давайте любить друг друга!'