Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украине пора пересмотреть свою экономическую политику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина имеет важное значение с точки зрения геостратегических приоритетов США в Восточной Европе. По мнению многих американских политиков и экспертов, интеграция Украины в мировую экономику, и особенно ее присоединение к Евросоюзу, приведет к изменению геополитического баланса в Восточной Европе, и, возможно, спровоцирует позитивные перемены в других постсоветских государствах

Украина имеет важное значение с точки зрения геостратегических приоритетов США в Восточной Европе. По мнению многих американских политиков и экспертов, интеграция Украины в мировую экономику, и особенно ее присоединение к Евросоюзу, приведет к изменению геополитического баланса в Восточной Европе, и, возможно, спровоцирует позитивные перемены в других постсоветских государствах. Но самое главное, от этого выиграет народ Украины. Таким образом, с точки зрения внешней политики США, вопрос о том, каковы будут результаты украинских реформ, весьма актуален.

С самого начала событий, которые привели к 'оранжевой революции' в Киеве, правительство США поддерживает Виктора Ющенко, который в январе 2005 г. занял пост президента Украины, и его политических союзников. Администрация Буша уже израсходовала более 60 миллионов долларов на цели, связанные с переходом Украины к демократии; кроме того, такая же сумма предусмотрена в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2005 финансовый год. Однако с момента прихода Ющенко к власти экономическая политика Украины пошла в неверном направлении. Причины этого таковы:

- Отсутствие концепции развития рыночной экономики в высших эшелонах власти;

- Развал механизма принятия решений в экономической сфере;

- Неадекватность судебной системы, коррумпированность и неэффективность государственного аппарата;

- Постоянное нарушение прав собственности и чрезмерно усложненное налоговое законодательство, которое к тому же применяется произвольно;

- Антирыночный и протекционистский курс премьер-министра Юлии Тимошенко;

- Недостаточная интеграция страны в мировую экономику из-за нежелания парламента принимать соответствующие законы.

Несоответствие между декларациями президента Ющенко в поддержку рыночной экономики и непоследовательными действиями его кабинета, одержимого 'централизаторскими инстинктами', приводит к тому, что экономическая политика в стране носит этатистский и популистский характер. Показатели этого года несравнимы с экономическими достижениями 2004 г.: тогда, среди прочего, страна могла похвастаться ростом валового внутреннего продукта (ВВП) на 12% и увеличением биржевых котировок на 200 с лишним процентов.

Неубедительные результаты

С начала 2005 г. наблюдается снижение основных показателей экономического развития Украины, что ставит под угрозу будущее администрации Ющенко.

Макроэкономические показатели: Последствия популистского курса проявились немедленно. За первые четыре месяца 2005 г. темпы роста ВВП (в среднегодовом исчислении) снизились до 5%, а инфляция, наоборот, достигла 15% [1]. Объем строительства существенно сократился - в первом квартале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 5,9%. В металлургии за первый квартал объем производства сократился на 3,9 % . Это связано с ростом себестоимости продукции, прежде всего из-за повышения цен на энергоносители [1].

Приватизация: Новые власти обещали пересмотреть итоги приватизации: это решение спровоцировало продолжительную дискуссию о том, какие предприятия следует приватизировать заново, и какой должна быть эта процедура. Правительство разработало весьма широко сформулированный законопроект, принятие которого способно во многом перечеркнуть результаты приватизации на Украине. В результаты права владельцев тысяч предприятий оказались под угрозой.

Новое правительство так и не воплотило в жизнь свой план (вызвавший неоднозначную реакцию) по ренационализации, а затем и реприватизации 'Криворожстали' - крупнейшего в стране металлургического комбината. Приватизация этого гигантского завода в свое время стала ярким примером коррупции и кумовства: он был продан за 10% рыночной стоимости консорциуму, в который вошли зять президента Кучмы и ближайшие союзники тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича.

Кроме того, президент Ющенко назначил главой Фонда государственного имущества Валентину Семенюк - члена Социалистической партии, публично выступавшую против приватизации как таковой [1].

Бюджет и налогообложение: В первом квартале 2005 г. консолидированный бюджет Украины имел профицит в размере 3,85% ВВП. Доходы бюджета увеличились на 31%, а расходы - на 23%. Тем не менее, вопрос о том, удастся ли правительству собрать достаточно доходов, чтобы профинансировать погашение долгов и социальные выплаты, в том числе те, что Ющенко обещал увеличить в ходе предвыборной кампании. Среди этих обещаний - увеличение выплат при рождении ребенка и пособий по инвалидности, а также повышение пенсий и минимальной зарплаты на 42% уже в первом квартале 2005 г. [4]

В марте Верховная рада (украинский парламент) одобрила поправки к бюджету 2005 г., предусматривающие бюджетный дефицит в размере 1,86% ВВП. В бюджете было учтено значительное повышение пенсий и минимальной зарплаты, однако он основывается на чересчур оптимистичных оценках объема поступлений в государственную казну [5]. На деле же правительство изо всех сил пытается изыскать новые источники доходов. Налоговые льготы были отменены, причем самым торопливым и некомпетентным образом. Это вынудило десятки тысяч мелких предпринимателей закрыть свои фирмы или 'уйти в тень' - на черный рынок [6].

Политический разброд: Правительство не в состоянии выработать единую позицию. Первый вице-премьер Анатолий Кинах выступает в роли одного из самых активных критиков политики премьер-министра. Он публично порицает введение регулируемых цен и дисбаланс между экономической и социальной политикой, отражением которого стал государственный бюджет 2005 г. [7]

Инфляция и цены: На Украине наблюдается самый высокий уровень инфляции во всем Содружестве независимых государств. С января по апрель она увеличилась с 13,3 до 14,7% в пересчете на год [8]. По данным Госкомстата Украины средний уровень инфляции за январь-май 2005 г. составил 14%: для сравнения - за аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 7,2%.

Отказ от жесткой финансовой политики и обесценивание сбережений способствуют росту потребления, а это, в свою очередь, приводит к повышению цен на продукты питания, в том числе на мясо. На это правительство отреагировало введением контроля за ценами на продукты. Кроме того, премьер-министр Тимошенко распорядилась, чтобы в каждом регионе была разработана, представлена 'наверх' и осуществлена программа по увеличению производства мяса - подобные меры сильно смахивают на централизованное планирование советских времен.

Кроме того, Украина испытывает нехватку нефти: некоторые обвиняют российское правительство, в том, что оно блокирует поставки этого сырья в соседнюю страну. Однако на объемы российских поставок повлияло увеличение мировых цен на нефть.

Введение на Украине регулирования нефтяных цен - государственным нефтяным компаниям предписано отпускать бензин по ценам ниже рыночных - привело к катастрофическим последствиям, в том числе, возникновению гигантских очередей у бензоколонок. Пока контроль над ценами оставался в силе, заправиться можно было только на бензоколонках, принадлежащих российским фирмам. 18 мая президент Ющенко подписал принятый парламентом закон, призванный облегчить топливный кризис за счет отмены пошлин и налогов на ввозимое топливо.

Это также позволит сократить зависимость Украины от российских поставок энергоносителей: отмена пошлин на импортное топливо дает Украине возможность приобретать нефть у других экспортеров - например, Казахстана, Ирана и Ирака - по более высоким ценам, не нанося при этом ущерба кошельку потребителей. После визита в Азербайджан министр иностранных дел Борис Тарасюк объявил о готовности Украины закупать топливо в этой стране. Это полностью соответствует заявлениям президента о необходимости диверсификации нефтяных поставок и стремлении получать это сырье из трех-четырех источников - а именно, России, Казахстана, Азербайджана и Ливии [9].

Торговля: В первом квартале этого года украинский экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличился на 16,8%, а импорт - на 18,5%. Рост экспорта произошел в основном за счет металлургической продукции. Однако в дальнейшем внешнеторговый баланс страны, скорее всего, будет отрицательным - из-за повышения курса гривны (национальной валюты) и дешевизны импорта [10].

Монетарная политика: Благодаря большим объемам экспорта и притоку иностранной валюты в страну в апреле произошло повышение курса гривны. Национальный банк Украины сделал шаг в сторону либерализации валютного рынка, отменив нормативный акт об обязательной продаже на бирже 50% валютных поступлений от экспорта [11]. Эту меру можно только приветствовать, однако в других сферах экономической политики стране предстоит сделать еще очень многое.

Реформы в сфере бизнеса: Судя по всему, у правительства отсутствует четкая законодательная, нормативная и административная стратегия разработки, принятия, прохождения через парламент и воплощения масштабных реформ в сфере бизнеса. Каждую неделю оно объявляет о новом плане по созданию очередной вертикально интегрированной государственной компании, в том числе и в топливно-энергетическом секторе [12]. Кабинет Тимошенко обсуждает не реформу государственных монополий, а исключительно их укрепление.

Отсутствие реформ отпугивает американских инвесторов. Этому способствует и повсеместное нарушение прав интеллектуальной собственности. По уровню распространения пиратских компьютерных программ (90%) Украина занимает одно из первых мест в мире - наряду с Вьетнамом, Китаем и Зимбабве.

31 мая Рада забаллотировала пакет поправок к украинскому законодательству об интеллектуальной собственности. В результате экономические санкции против этой страны, введенные Соединенными Штатами в 2002 г., останутся в силе, и Украина недополучит 75 миллионов долларов от экспортных доходов. В 2004 г. США оставили санкции в силе на том основании, что Украина не предпринимает адекватных мер по борьбе с пиратским изготовлением оптических носителей (компакт-дисков и DVD), а также подделкой торговых марок. Провал упомянутых поправок также приведет к отсрочке вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), не позволит Министерству торговли США предоставить стране вожделенный статус государства с рыночной экономикой, и еще больше оттолкнет иностранных инвесторов [13].

6 июля Рада, преодолев бурное сопротивление фракций коммунистов и социалистов, приняла закон, квалифицирующий незаконное распространение компакт-дисков, а также матриц, сырья и оборудования для их производства, уголовным преступлением. В результате Украина сделала очередной шаг к членству в ВТО. В то же время, на сегодняшний день Рада одобрила лишь 5 из 15 новых законов, необходимых для вступления в эту организацию. Еще три приняты в первом чтении, однако пять других были провалены, а рассмотрение двух законопроектов отложено [14].

Что поставлено на карту?

'Ставки' Соединенных Штатов на Украине весьма велики, однако политику экономических реформ в этой стране проводить будет непросто, учитывая, что в сентябре вступают в силу поправки к ее конституции,

предусматривающие передачу части президентских полномочий премьер-министру, а также тот факт, что в марте 2006 г. там пройдут парламентские выборы. Если экономическая политика новых властей потерпит крах, Россия на выборах 2006 г. попытается провести в парламент 'своих' кандидатов и посадить своего человека в кресло премьер-министра, причем этот премьер по конституции будет обладать более широкими полномочиями, чем президент Ющенко.

Кроме того, ухудшение экономической ситуации дискредитирует поддерживаемый Соединенными Штатами процесс демократизации на Украине, и последствия этого будут ощущаться далеко за пределами страны. Если на Украине демократические преобразования потерпят крах, то это может случиться и в Грузии, Казахстане и других странах бывшего СССР. Более того, нынешняя экономическая политика отпугивает иностранных инвесторов, что укрепляет позиции коррумпированных украинских и российских бизнесменов, чувствующих себя вольготно в мутных водах регулируемой переходной экономики.

Что делать?

Администрации Буша и Ющенко должны вновь 'запустить' буксующий процесс экономических реформ на Украине [15]. Однако основные усилия, чтобы переломить ситуацию, должна предпринять украинская сторона. США могут оказать украинцам техническую помощь и моральную поддержку, но возглавить процесс экономических реформ и руководить им может только сама администрация Ющенко.

В конкретном плане, администрации Ющенко следует:

- Разработать и обнародовать целостную президентскую концепцию экономических реформ. Правительство должно следовать в русле концепции президента Ющенко, воплощать ее в жизнь и создавать благоприятный инвестиционный климат в стране. План действий должен включать и временной график, разбитый на конкретные и реалистичные этапы. Необходимо назначить конкретных чиновников, отвечающих за выполнение этого плана. Администрации Ющенко следует сформулировать единую стратегию реформ в сферах бизнеса и законодательства, повысить способность государственных институтов эффективно использовать иностранную помощь, а также создать централизованный механизм подачи запросов на техническую помощь и ее координации.

- Нанять иностранную консалтинговую фирму для оценки существующего процесса принятия решений и выработки политического курса. Оплата ее услуг должна производиться в рамках уже предоставленной США технической помощи. Правительство в сотрудничестве с упомянутой консалтинговой фирмой должно использовать результаты этой оценки для осуществления всеобъемлющей реформы государственного аппарата, позволяющей усовершенствовать процесс принятия решений в экономической, финансовой, фискальной и инвестиционной сферах. Повышение эффективности государственных институтов, позволяющее осуществлять стабильные и устойчивые реформы приведет к созданию благоприятного климата и инфраструктуры для привлечения иностранных инвестиций.

- Сократить налоговое бремя, усилить защиту прав собственности и укрепить законность. Раде следует начать с отмены украинского коммерческого (хозяйственного) кодекса, выдержанного в советском духе, принятия закона об акционерных обществах и полного упразднения ценового регулирования. Необходимо также серьезное дерегулирование экономики в целом, в том числе устранение косвенных поборов и барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса.

Реформировать судебную и правовую систему Украины, с тем, чтобы решения судов принимались и выполнялись своевременно и в условиях прозрачности. Необходимо также осуществить всеобъемлющую правовую реформу в целях повышения конкуренции в экономике, а также реформу административного законодательства и процессуального кодекса в соответствии с рекомендациями комиссии 'Голубая лента' по Украине (Blue Ribbon Commission for Ukraine) при Программе развития ООН [16]. Подобная реформа должна включать создание механизма, позволяющего выполнять решения иностранных судов, в том числе арбитражных, а также совершенствование службы судебных приставов. В этой связи принятое 23 июня решение Рады о выводе службы судебных приставов из подчинения Министерству юстиции с целью обеспечения ее независимости следует считать шагом в правильном направлении [17]. Наконец, в качестве одного из способов, позволяющих обеспечить выход бизнеса 'из тени', необходимо упорядочить и существенно сократить взносы компаний в фонд социального страхования.

- Интегрировать Украину в мировую экономику. Администрации Ющенко следует воссоздать межведомственную рабочую группу по координации усилий с целью присвоения Украине статуса страны с рыночной экономикой. Кроме того, украинское правительство должно назначить кого-то из высокопоставленных чиновников ответственным за решение этой задачи в точно установленный срок. К концу 2005 г. правительству следует завершить переговоры о вступлении Украины в ВТО.

Со своей стороны, администрации Буша следует:

- Способствовать интеграции Украины в мировую экономику. Администрация Буша должна просить Конгресс об освобождении Украины от действия поправки Джексона-Вэника [18]. Те, кто в свое время инициировал и принял эту поправку, преследовали совершенно иные цели, направленные против СССР, а с момента распада Советского Союза характер американо-украинских отношений полностью изменился. Кроме того, администрации Буша следует поддержать заявку Украины на вступление в ВТО и получение статуса страны с рыночной экономикой - естественно, при условии, что проблемы, вызывающие у США озабоченность, будут решены.

Обнадеживающим шагом в этом направлении следует признать прибытие на Украину межведомственной делегации правительства США, которая проводит с высокопоставленными украинскими чиновниками дискуссии по таким вопросам, как вступление Украины в Евросоюз и ВТО, предоставление ей статуса страны с рыночной экономикой, обеспечение безопасности на Чернобыльской АЭС и борьба с ВИЧ/СПИДом [19].

Заключение

Хотя с начала этого года много времени было потрачено впустую, еще не поздно активизировать усилия, позволяющие Украине встать на путь экономических реформ, увеличить объем внутренних и зарубежных инвестиций, и обеспечить экономическое процветание. Для этого понадобится смелость и политическая воля, твердая приверженность делу либерализации экономики, а также качественное улучшение ситуации с точки зрения верховенства закона и защиты прав собственности. При правильной организации американо-украинское сотрудничество в области экономической политики способно принести огромные преимущества обоим народам.

Администрации Ющенко необходимо преодолеть внутренние разногласия и принять необходимые шаги по превращению Украины в столь же конкурентоспособную и привлекательную для инвесторов страну, как и ее соседи - государства Восточной Европы и Прибалтики. Неудача этих усилий нанесет огромный вред народу Украины, завоевавшему свободу на Площади независимости в конце прошлого года. Он заслуживает не только политической, но и экономической свободы. Соединенным Штатам следует и дальше поддерживать Украину и помогать ей преодолеть этот нелегкий путь.

Доктор Ариэль Коэн - старший научный сотрудник Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies) - подразделения Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллома Дэвисов (Kathryn and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде 'Heritage Foundation'

____________________________________________________________

[1]Anders Aslund, 'Betraying a Revolution,' The Washington Post, May 18, 2005, p. A17, at www.washingtonpost.com/wp-dyn/ content/article/2005/05/17/AR2005051701326.html (July 5, 2005).

[2]Iryna Piontkivska and Edilberto L. Segura, 'Ukraine Macroeconomic Situation,' SigmaBleyzer, May 2005, at sigmableyzer.com/files/Ukraine_Ec_Situation_05_05_2.pdf (June 22, 2005).

[3]'Semenyuk Prefers State Property to Private Ownership,' BBC Monitoring Service, May 18, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 487, May 19, 2005.

[4]Iryna Piontkivska and Edilberto L. Segura, 'Ukraine Macroeconomic Situation,' SigmaBleyzer, April 2005, at sigmableyzer.com/files/Ukraine_Ec_Situation_04_05.pdf (June 22, 2005).

[5]Ibid.

[6]Aslund, 'Betraying a Revolution,' p. A17, and 'Polish Investors in Ukraine Preparing Indictments for Breaches in Contracts Regarding Special Economic Zones,' Polish News Bulletin, June 14, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 503, June 16, 2005.

[7]Ukrainian News Agency, 'PM Tymoshenko Asking Kinakh to Be More Measured in His Comments About Cabinet of Min-isters Actions,' May 18, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 487, May 19, 2005, and Interfax-Ukraine, 'Kinakh Calls for Restoring Lures for Investment to Maintain Industrial Growth,' June 10, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 501, June 13, 2005.

[8]Piontkivska and Segura, 'Ukraine Macroeconomic Situation,' April 2005 and May 2005.

[9]A. Vasovic, 'Ukraine Seeks to Reduce Energy Dependence on Russia,' AP Worldstream, May 18, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 487, May 19, 2005.

[10]Piontkivska and Segura, 'Ukraine Macroeconomic Situation,' May 2005.

[11]Piontkivska and Segura, 'Ukraine Macroeconomic Situation,' April 2005.

[12]Ukrainian News Agency, 'Pres Yushchenko States Need to Create Vertically Integrated Ukrainian National Oil Company,' May 18, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 487, May 19, 2005.

[13]E. Morgan Williams, 'Ukraine Parliament's No Vote a Major Setback Regarding Possible New Major International Trade Agreements,' The Action Ukraine Report, June 13, 2005; 'Verkhovna Rada Shoots Down the Law Against CD Piracy,' New Europe, June 6, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 501, June 13, 2005.

[14]'Ukrainian Government Stalled over WTO Legislation,' One Plus One TV (Kiev), July 5, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 516, July 6, 2005; Associated Press, 'Ukraine: Rada Fails to Vote on Bills Needed to Join WTO,' July 5, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 516, July 6, 2005; Ukrainian News Agency, 'DPM Rybachuk: Changes of Laser Disks Legislation Compulsory Precondition for Ukraine's Accession to WTO,' July 6, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 518, July 7, 2005; Tom Warner, 'Unruly Ukraine Deputies Impede Passage of WTO Legislation,' Financial Times, July 7, 2005, p. 6; Interfax-Ukraine, 'Ukraine President Yushchenko Laments Parliament's Failure to Pass WTO Bills,' July 6, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 518, July 7, 2005; Interfax-Ukraine, 'Ukrainian Parliament Adopts Law on CD Piracy for WTO Entry,' July 6, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 518, July 7, 2005; and 'WTO Obstruc-tionists,' Kyiv Post, July 7, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 518, July 7, 2005

[15]Recommendations have been formulated by the U.S.-Ukraine Policy Dialogue Economic Task Force. Co-Chairs: Ariel Cohen, Senior Research Fellow, The Heritage Foundation, and Ihor Shevliakov, International Centre for Policy Studies (Kyiv). Members: E. Morgan Williams, Director, Government Affairs, Washington Office, SigmaBleyzer Private Equity Investment Group; Sergiy Kruglyk, Director of Economic Department, Ministry of Foreign Affairs; Valeriy Pyatnitskiy, Senior Adviser, Office of the Vice Prime Minister/European Integration; and John Kun, U.S.-Ukraine Foundation.

[16]United Nations Development Programme, Blue Ribbon Commission for Ukraine, Proposals for the President: A New Wave of Reform, 2005, at www.un.kiev.ua/brc/report_e/brcreport040305eng.pdf (July 7, 2005).

[17]Interfax-Ukraine,'Ukraine Parliament Votes to Make Bailiffs Independent of Justice Ministry,' June 23, 2005, quoted in The Action Ukraine Report No. 515, July 5, 2005.

[18]The Jackson-Vanik Amendment denies normal trade relations to certain countries with non-market economies that restrict emigration rights. It was originally targeted at the Soviet Union. See Wikipedia, s.v. 'Jackson-Vanik Amendment,' at en.wiki-pedia.org/wiki/Jackson-Vanik_amendment (July 7, 2005).

[19]E. Morgan Williams, 'Top US Government Interagency Delegation Arrives in Ukraine for a Series of Important Meetings,' The Action Ukraine Report No. 516, July 6, 2005.

________________________________________________________

Избранные сочинения Ариэля Коэна на ИноСМИ.Ru

Саммит Шанхайской организации сотрудничества ("The Washington Times", США)

Вы не знаете, что такое ГУЛАГ! ("Houston Chronicle", США)

Приговор Ходорковскому: Препятствие для американо-российских отношений ("The Heritage Foundation", США)

Вызов Узбекистана ("The Washington Times", США)

Послания президента Буша Прибалтийским государствам, России и Грузии ("The Heritage Foundation", США)

Россия: Знакомьтесь, новый босс ("Fox News", США)

После Масхадова: исламистский терроризм угрожает Северному Кавказу и всей России ("The Heritage Foundation", США)

Ждать больше нельзя ("The Wall Street Journal", США)

Россия переживает кризис ("Front Page Magazine", США)

Встреча с Путиным в Братиславе ("The Washington Times", США)

Как направить украинский корабль к спасительному берегу ("The Heritage Foundation", США)

Протянем Киеву руку помощи ("The Washington Times", США)

Путин: друг или враг? ("Front Page Magazine", США)

У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)

В Киеве наступает решающий момент ("The Washington Times", США)

После выборов на Украине притягательная сила России в Евразии может вырасти ("EurasiaNet", США)

Ловкий ход Саудовской Аравии ("Fox News", США)

Террор в Ташкенте ("The Washington Times", США)

Прощание с последним диктатором Европы ("The Washington Times", США)

Наши задачи в Грузии ("The Washington Times", США)

Россию переводят на другой путь? ("The Washington Times", США)

Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии ("The Washington Times", США)

Угрозы интересам безопасности Америки исходят из Евразии ("In The National Interest", США)