Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судьба Михаила Ходорковского

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Олигарха наверняка признают виновным. Теперь главное - какой будет приговор и что это ему даст Итак, 16 мая судья по делу арестованного российского нефтяного магната Михаила Ходорковского наконец огласила долгожданный вердикт. Ну, по крайней мере, начала

Олигарха наверняка признают виновным. Теперь главное - какой будет приговор и что это ему даст

Итак, 16 мая судья по делу арестованного российского нефтяного магната Михаила Ходорковского наконец огласила долгожданный вердикт. Ну, по крайней мере, начала.

В российской системе правосудия зачитывание вердикта иногда занимает несколько дней, и дело Ходорковского - как раз тот самый случай. До самого конца невозможно сказать, признают ли Ходорковского формально виновным, и невозможно предсказать, какое наказание ему присудят. Но никто уже не беспокоится по поводу содержания вердикта. Из того, что судья Ирина Колесникова сказала в первый же день, уже видно, что суд считает Ходорковского виновным как минимум по нескольким, если не по всем, пунктам обвинения.

Еще задолго до того, как в мае процесс вошел в заключительную стадию, адвокаты нефтяного магната заявили, что надежды на снисхождение к обвиняемому со стороны суда практически нет. Михаила Ходорковского, некогда самого богатого человека России, а также владельца и генерального директора нефтяной компании "ЮКОС", держат в тюрьме со дня ареста в октябре 2003 года по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве по семи пунктам.

НУ И ЧТО?

В России многие считают, что дело Ходорковского 'заказано' Кремлем с целью остановить его политическую деятельность. До ареста Ходорковский без благословения Кремля финансировал политические партии и намекал, что может сам стать политиком и добиваться избрания на какой-нибудь государственный пост.

Так что никто ни капли не удивился, услышав, что с самого начала судья, по сообщениям российских средств массовой информации, сказала, что суд 'установил' вину подсудимого по двум пунктам обвинения в мошенничестве. Согласно вердикту, Ходорковский и его партнер Платон Лебедев совершили мошенничество против государства в 1995 году при приватизации научно-исследовательского института инсектицидов НИУИФ и завода 'Апатит' по производству удобрений.

Ходорковского обвиняют в том, что он, используя подставные компании, избавлялся от конкурентов при приватизации, что позволяло ему приобретать активы задешево, а также в том, что через схемы трансфертного ценообразования он выводил прибыли из приобретенных им компаний, не показывая их ни налоговым службам, ни другим акционерам.

РЫНОК ТОЖЕ ВЫНЕС СВОЙ ПРИГОВОР

Платон Лебедев, товарищ Ходорковского по классу олигархов, а теперь и по тюремной камере, последовательно отказывается признать себя и Ходорковского виновным, причем единственное, что можно говорить с уверенностью - вне зависимости от того, насколько виновны (и виновны ли) эти двое, - главные пункты обвинения против них могли бы с равным успехом прозвучать против множества других российских компаний, включая государственные.

При том, что в вынесении вердикта о виновности подсудимых никто, похоже, не сомневается, интрига остается лишь в одном - в тяжести приговора. Против Ходорковского выдвинуты обвинения, по которым ему грозит максимальное наказание в виде десяти лет в тюрьме, однако ходят разговоры, что Кремль во главе с президентом Владимиром Путиным не будет настаивать на максимуме.

Недавно Путин сделал попытку восстановить доверие российского бизнеса и убедить его в том, что его продолжает волновать состояние инвестиционного климата. Если суд проявить хоть сколько-нибудь снисхождения к Ходорковскому при вынесении приговора, это может быть воспринято как сигнал от Путина, что он заинтересован в восстановлении дружественного диалога с крупным российским бизнесом.

Однако пока все говорит за то, что приговор будет достаточно суров, особенно учитывая, что Ходорковский отказался признать себя виновным. 'Рынок уже, конечно, поставил на признание его виновным и на долгий срок заключения', написал в одной из аналитических записок Крис Уифер (Chris Weafer), начальник отдела стратегического планирования Альфа-банка.

СИМПАТИИ К ХОДОРКОВСКОМУ

Когда в 2003 году Ходорковского арестовали, многие бизнесмены и аналитики считали, что просто слишком активному олигарху не повезло оказаться под прессом Кремля. Настроение рынка упало всерьез только тогда, когда стало ясно, что, кроме самого Ходорковского, Кремль также нацелился и на разрушение "ЮКОСа" как компании, и на экспроприацию долей его миноритарных акционеров.

"ЮКОС" в буквальном смысле разорвали на части, его активы были конфискованы правительством в счет налоговой задолженности, астрономической по размерам и минимальной по юридическому обоснованию. И теперь, каким бы ни оказался вердикт против Ходорковского, ни восстановить "ЮКОС", ни возместить ущерб его инвесторам уже никаким образом нельзя.

Но нельзя забывать, что этот вердикт будет нести и сильный символический заряд, не в последнюю очередь потому, что российская элита и иностранцы, живущие в Москве, сегодня относятся к Ходорковскому значительно лучше, чем в 2003 году, когда его только арестовали.

ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

Ходорковскому удалось произвести впечатление на многих своих соотечественников тем, что он отказался поддаться на грубое и неуклюжее запугивание Кремля. Некоторые особо циничные наблюдатели усматривают в открыто принципиальном поведении олигарха расчетливый пиаровский ход, однако по Ходорковскому видно, что он, по крайней мере, сам верит в то, то говорит. Свое последнее слово 11 апреля, в котором в самых жестких выражениях прозвучали обвинения в адрес самих обвинителей, он произносил под овацию присутствующих.

Российская пресса по большей части достаточно жестко настроена по отношению к Кремлю. В номере от 16 мая ведущее ежедневное деловое издание 'Ведомости' в статье, посвященной возможному приговору, остановилось на огромном количестве дыр в обвинительном заключении. 'Такие же обвинения можно предъявить тысячам предпринимателей', - написано в статье. Главная газета России, выходящая на английском языке, Moscow Times, выдала статью, автор которой хвалит Ходорковского неожиданно сильно. 'Речь [Ходорковского] в свою защиту заставила устыдиться самих обвинителей', - пишет Moscow Times.

Более того, каждый раз, когда Ходорковского привозили в зал суда, на улице собиралась небольшая, но активная толпа его сторонников, провозглашающих его жертвой политических репрессий.

МУЧЕНИК ИЛИ АКТЕР?

Подобные проявления 'единения с мучеником' - большая редкость в стране, где рейтинг президента Путина высок, а в народе укоренилась стойкая нелюбовь к олигархам. Но даже российская общественность не настолько сильно настроена против Ходорковского, как принято считать. В феврале российская социологическая служба 'Левада-Центр' провела опрос, в результате которого выяснилось, что только 29 процентов жителей России всерьез считают, что суд убедительно доказал вину Ходорковского. При этом 22 процента заявили, что его вина не доказана, а 49 процентов затруднились с ответом. В любом случае, интереса люди, в общем, не выказывают. В конце прошлого года также проводился опрос, и всего 7 процентов опрошенных назвали суд над Ходорковским среди важных событий 2004 года. Их даже меньше, чем тех, кто посчитал важным событием поражение национальной сборной команды по футболу в Португалии.

От такого равнодушия общества Ходорковскому, конечно, не легче. Однако это может стать началом его новой карьеры - карьеры политического диссидента. Многие подозревают его в том, что он сознательно играет роль мученика, чтобы все равно вернуться в политику когда-нибудь в будущем.

Кто знает, какую стратегию придумает себе изворотливый олигарх? Скоро у него, судя по всему, будет много времени - хорошенько ее обдумать.