Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Баланс террора

Что важнее - война с террором или борьба с диктаторскими режимами?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже не в первый раз складывается впечатление, что американские власти пытаются применять политику двойных стандартов: если в Ираке, Украине и Ливане Джордж Буш отважно борется за дело свободы и демократии, то в случае с Узбекистаном, Саудовской Аравией, Египтом и Палестиной его действия ограничиваются ничего не значащими заявлениями. Если свобода подразумевает приход к власти исламистов, то 'оплоты тирании' могут просто остаться непотревоженными.

Узбекистан, возможно, и является далекой страной, о которой в обычных обстоятельствах нам было бы известно очень мало, но недавнее кровопролитие, в ходе которого силы безопасности, по некоторым данным, погубили жизни сотен людей, требует нашего пристального и неотложного внимания. Если цифры не врут, то разгон демонстрантов в Андижане стал самым кровавым событием, когда-либо имевшим место в Азии со времен резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Президент Ислам Каримов - диктатор, но при этом он еще и союзник Соединенных Штатов и Великобритании. Обе страны имеют посольства в Ташкенте - хотя англичане гораздо чаще выражали публичное недовольство по поводу хорошо известных случаев нарушения прав человека политическим режимом Узбекистана. Действительно, во время 'войны с террором' в соседнем Афганистане президент Каримов оказал коалиции значимую поддержку. Но абсолютно неприемлемым является то, что в Андижан не пускают иностранных послов, журналистов, сотрудников Красного Креста и других наблюдателей, и в этом отношении министр иностранных дел Великобритании Джек Стро (Jack Strow) сделал все правильно, осудив кровопролитие и потребовав немедленный доступ в город.

Реакция Вашингтона была менее жесткой - официальные представители администрации президента США постарались сохранить в Узбекистане хрупкое равновесие между силами правопорядка и оппозицией, призвав обе стороны не терять 'самообладания'. Уже не в первый раз складывается впечатление, что американские власти пытаются применять политику двойных стандартов: если в Ираке, Украине и Ливане Джордж Буш (George Bush) отважно борется за дело свободы и демократии, то в случае с Узбекистаном, Саудовской Аравией, Египтом и Палестиной его действия ограничиваются ничего не значащими заявлениями. Если свобода подразумевает приход к власти исламистов, то 'оплоты тирании' могут просто остаться непотревоженными.

Правительство каждого государства, конечно же, имеет право защищать себя от внутренних и внешних врагов. Нет никаких сомнений в том, что узбекские власти имеют дело с действительно опасными противниками, в число которых входит 'Аль-Каида', имеющая тесные связи с Исламским движением Узбекистана (ИДУ) - радикальной организацией, ответственной за проведение ряда террористических актов в прошлом. Насилие в пятницу, по всей видимости, началось тогда, когда повстанцы захватили в Андижане штурмом городскую тюрьму, освободили заключенных, включая 23 предпринимателей, обвиняемых в религиозном экстремизме (как утверждают их сторонники, абсолютно безосновательно) и взяли в заложники несколько сотрудников правоохранительных органов.

Однако существуют вызывающие тревогу доказательства того, что всей узбекской оппозиции несправедливо и неоправданно навешивается ярлык воинствующего фундаментализма, в то время как на самом деле проблема заключается в гремучей смеси бедности и массовой безработицы, которыми сопровождаются рыночные реформы. Более того, узбекские средства массовой информации находятся под жестким контролем властей, известных тем, что они достаточно часто и быстро прибегали к различного рода угрозам и зверствам. Все это время эксперты предупреждали об опасности того, что исламские радикалы, убедившись, что Запад слепо поддерживает коррумпированное и недемократическое правительство, могут спровоцировать более серьезные беспорядки. Судя по всему, это и произошло недавно в Узбекистане.

Проблема заключается еще и в том, что у Ислама Каримова, представляющего собой редкий сплав классического коммуниста-аппаратчика и узбекского националиста, есть несколько влиятельных друзей. Владимир Путин, встревоженный падением пророссийских режимов в странах так называемого 'ближнего зарубежья' (Украине, Грузии и Киргизстане), поддержал своего киргизского коллегу, опасаясь дальнейших перемен, которые могут затронуть Чечню - российские власти усмотрели в андижанских событиях талибский след. Джордж Буш в свою очередь во главу угла ставит стратегическую ценность авиабазы 'Ханабад', хотя ЦРУ получило массу разведывательной информации от бывших заключенных, подвергавшихся пыткам в узбекских тюрьмах. В прошлом году бывший посол Великобритании в Ташкенте Крейг Мюррей (Craig Murray) ушел в отставку в знак протеста против того, что английские власти использовали такого рода информацию в своих целях.

Убийства в Узбекистане должны быть расследованы в соответствии с законом, а виновные должны понести заслуженное наказание. Однако резких высказываний, которые скоро будут забыты, здесь явно недостаточно. Соединенные Штаты должны использовать свое огромное политическое влияние более рационально, если они хотят восстановить баланс между геополитикой и демократией. Америка и другие западные державы, включая Великобританию и ее партнеров по Евросоюзу, просто обязаны оказать помощь Узбекистану в создании законной демократической оппозиции, чтобы народная власть в Средней Азии в конечном итоге стала мощным оружием в руках достойных людей.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Резня в Узбекистане ("The Washington Post", США)

Сделка с деспотом ("Financial Times Deutschland", Германия)

Ветры перемен достигают Средней Азии ("The Financial Times", Великобритания)

События в Узбекистане - постыдная реакция на аморальное злодеяние ("The Independent", Великобритания)

Что вынуждает Запад поддерживать этого палача ("The Guardian", Великобритания)

Азиатская дыра ("La Vanguardia", Испания)

Нестабильный Узбекистан ("The Wall Street Journal", США)

Да здравствует ветер перемен в Азии ("The Independent", Великобритания)

Восстание в Узбекистане подавлено железной рукой ("The Times", Великобритания)

Напряженность в Ташкенте ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Восстание, потопленное в крови ("Liberation", Франция)