Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Селективный процесс'

Интервью эксперта по России из немецкого отделения правозащитной организации amnesty international Петера Франка

'Селективный процесс' picture
'Селективный процесс' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По оценке российских правозащитников, Ходорковский был арестован также за свою политическую деятельность, в том числе за то, что на последних выборах в Думу поддержал оппозицию. Когда по политическим мотивам начинается избирательной уголовное преследование, то это является проблемой, которой занимается amnesty international

taz: Господин Франк, считает ли amnesty international приговор Михаилу Ходорковскому делом, которое имеет к ней непосредственное отношение?

Петер Франк (Peter Franck): Да. Есть много признаков того, что этот процесс был нечестным и политически мотивированным.

taz: Ходорковского обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Политическим правонарушением это не является. . .

Петер Франк: Правильно. Но дело не в этом. По оценке российских правозащитников, Ходорковский, в любом случае, был арестован также за свою политическую деятельность, в том числе за то, что на последних выборах в Думу поддержал оппозицию. Когда по политическим мотивам начинается выборочное уголовное преследование, то это является проблемой, которой занимается amnesty international.

taz: Но вы не потребовали безоговорочного освобождения Ходорковского?

Петер Франк: Нет. Да amnesty international и не может давать оценку, соответствуют или нет обвинения в уклонении от уплаты налогов. Мы требуем соблюдения стандартных принципов правового государства и исходим из того, чтобы на честном судебном процессе не был наказан невиновный.

taz: Выборочное уголовное преследование может также означать, что один виновный справедливо несет наказание, а другой, имеющий связи в правительстве, остается на свободе. . .

Петер Франк: Да. Я понимаю, что Вы хотите сказать. Другие олигархи во время приватизации и при уплате налогов вели себя, наверное, вряд ли иначе, чем Ходорковский. В этой ситуации amnesty international не может требовать ни осуждения других олигархов, ни освобождения Ходорковского. Мы выступаем за то, чтобы соблюдались права обвиняемых. К сожалению, эти права особенно часто нарушаются в том случае, когда за судебным преследованием стоят серьезные политические мотивы.

taz: Глава итальянского правительства Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) тоже обвиняет прокуратуру Милана в том, что она ведет в отношении него следствие по политическим причинам. Берлускони - тоже случай для подключения к нему amnesty?

Петер Франк: Разумеется, он тоже имеет право на честный судебный процесс. Но ситуация выглядит несколько иначе. Берлускони - глава правительства, и в его распоряжении совершенно иные властные средства.

taz: Ходорковский был самым богатым человеком России, то есть у него тоже были известные властные средства. . .

Петер Франк: Конечно, возможно это и послужило причиной процесса, чтобы лишить его этих средств, с тем, чтобы он больше не мог поддерживать оппозицию. Богатые люди тоже могут становиться жертвами политического процесса. Кстати, мы хотим, чтобы достоянием гласности становились и политические процессы в отношении людей, которые не являются столь известными, как Ходорковский.