Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Время все расставило по местам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вскоре после изгнания из СССР в 1974 г. советский диссидент Александр Солженицын выступил в Америке с речью, которую он назвал 'Предостережение Западу'. В ней, в частности, были такие слова: 'Именно потому, что я - друг Соединенных Штатов, именно потому, что моя речь продиктована дружбой, я пришел, чтобы сказать вам: 'Друзья, я не буду говорить вам приятные вещи. Ситуация в мире не просто опасная, не просто угрожающая, а катастрофическая''.

Это был настоящий политический 'девятый вал'.

Неужели мы забыли, какую угрозу для всего мира некогда представлял коммунизм? Неужели мы забыли о жестокости и бесчеловечности этого строя?

Вскоре после изгнания из СССР в 1974 г. советский диссидент Александр Солженицын выступил в Америке с речью, которую он назвал 'Предостережение Западу'. В ней, в частности, были такие слова: 'Именно потому, что я - друг Соединенных Штатов, именно потому, что моя речь продиктована дружбой, я пришел, чтобы сказать вам: 'Друзья, я не буду говорить вам приятные вещи. Ситуация в мире не просто опасная, не просто угрожающая, а катастрофическая''.

И тут на сцене появляется поляк Кароль Войтыла (Carol Wojtyla) - кардинал, ставший в 1978 г. первым Папой-неитальянцем за почти 500 лет. К 25 годам будущий Папа потерял сестру, брата, родителей. Он пережил оккупацию любимой родины сначала нацистами, а затем Советским союзом. Он не понаслышке знал, что такое человеческое горе.

Начиная с 1979 г. Папа несколько раз приезжал в Польшу. В 1980 г. польские профсоюзные активисты начали агитацию в защиту прав трудящихся, и в сентябре этого года родился новый профсоюз - 'Солидарность'. Его главой стал электрик Лех Валенца (Lech Walesa). В 1981 г. Папа принял г-на Валенцу в Ватикане. Двумя годами спустя Иоанн Павел II снова нанес визит в Польшу. По мнению г-на Валенцы, который через много лет стал президентом Польши, Папе принадлежит 'особая заслуга' в освобождении его родины от коммунизма. 'На момент избрания Папы, - вспоминает г-н Валенца, - вокруг меня собралось не более 20 сторонников - из сорокамиллионного населения Польши. Однако . . . через год после его визита в Польшу у меня было уже 10 миллионов сторонников, и вдруг огромное количество людей захотело присоединиться к движению. . . Это можно уподобить разве что чуду с пятью хлебами'.

Затем, в 1980 г. на сцене появляется президент Рональд Рейган (Ronald Reagan): его жизнь также складывалась непросто. Отец Рейгана был алкоголиком и неудачливым торговцем. Ни на одной работе он не удерживался долго, и семье приходилось постоянно переезжать. Образцом для Рональда стала мать-домохозяйка, несмотря ни на что, сохранявшая преданность незадачливому супругу. Она научила его с сочувствием относиться к недостаткам других людей - в том числе собственного отца.

Еще в ходе своей актерской карьеры, в том числе на посту председателя Гильдии киноактеров, Рейган начал выступать с речами, в которых характеризовал коммунизм как величайшую угрозу стабильности во всем мире. В 1975 г. он писал: коммунизм - 'не экономическая или политическая система, а форма безумия, аномалия. . . [и неизвестно] сколько еще бед он принесет, прежде чем исчезнуть навсегда'.

Первая встреча Папы с Рейганом состоялась в 1982 г. в Ватикане. Тогда, как утверждает журнал 'Time', они договорились 'предпринять тайную компанию, призванную ускорить распад коммунистической империи. . . Главным объектом этой операции была Польша. . . Папа и президент были убеждены, что Польшу можно вырвать из советской орбиты, если Ватикану и США совместными усилиями удастся дестабилизировать существующий в стране режим и поддерживать существование запрещенного движения 'Солидарность' после введения в стране военного положения в 1981 г.'.

В какой степени можно говорить о политическом сотрудничестве между Папой и Рейганом? Очевидно, они старались не оставлять 'следов' такого сотрудничества. Однако, по мнению 'United Press International', встреча в Ватикане 'положила начало постоянным неофициальным контактам, которые некоторые публицисты и историки возводят в ранг 'священного союза', а другие - чуть ли не отрицают, что такие контакты вообще имели место'.

Но вот вам информация к размышлению: в телеграмме, адресованной Нэнси Рейган (Nancy Reagan) в связи со смертью ее супруга, Папа писал: 'Я с глубокой благодарностью вспоминаю о неуклонной приверженности покойного президента интересам своей страны и делу свободы, и его непоколебимой вере в человечные и духовные ценности, которые обеспечат нашей планете будущее, основанное на солидарности, справедливости и мире'.

Бывший президент СССР Михаил Горбачев считает крушение коммунизма совместной заслугой Папы и Рейгана. Об Иоанне Павле II он отозвался так: 'Без этого Папы, [крушение коммунизма] было бы невозможно'. Рейгана г-н Горбачев называет 'великим президентом. . . сыгравшим огромную роль в окончании Холодной войны'.

Вот такой политический 'девятый вал'.

Ларри Элдер - обозреватель ряда общенациональных изданий