Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перед президентскими выборами в Литве обостряется борьба с коррупцией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Никогда еще с того момента, как страны Балтии обрели независимость, не стояли они перед лицом такого трудного выбора, как Литва перед предстоящим 27 июня вторым туром президентских выборов. Литва - активный член НАТО, страна идет в авангарде перехода бывших социалистических государств к рыночной экономике. Сейчас эти достижения под угрозой - в Литве есть политические силы, способные обратить страну лицом к востоку и заставить стрелки ее политических часов двигаться вспять

Никогда еще с того момента, как страны Балтии обрели независимость, не стояли они перед лицом такого трудного выбора, как Литва перед предстоящим 27 июня вторым туром президентских выборов. Литва - активный член НАТО, страна идет в авангарде перехода бывших социалистических государств к рыночной экономике. Сейчас эти достижения под угрозой - в Литве есть политические силы, способные обратить страну лицом к востоку и заставить стрелки ее политических часов двигаться вспять. Внутри Литвы эти силы пользуются поддержкой старых и закостеневших спецслужб, которые начали кампанию по дискредитации прозападных политических партий.

Под одним флагом на выборы президента идут двое кандидатов левой ориентации, оба так или иначе связанные с Россией. Объявляя себя борцами с коррупцией, они эксплуатируют как простую популистскую риторику, так и очевидную усталость избирателей от нынешнего политического истеблишмента. Вышедшую во второй тур 61-летнюю Казимиру Прунскене (Kazimira Prunskiene) поддерживает партия Роландаса Паксаса (Rolandas Paksas), проведшего в президентском кресле немногим более года и всего два месяца назад отстраненного от власти в результате импичмента. Им противостоит правоцентрист Валдас Адамкус (Valdas Adamkus), 77-летний литовец американского происхождения.

Валдас Адамкус был президентом Литвы в 1998-2003 годах. Еще подростком в 1944 году он воевал против советской оккупации, бежал на Запад и прожил большую часть жизни в Соединенных Штатах, где долгое время возглавлял в Управлении по защите окружающей среды территориальный отдел штатов Среднего Запада. Вернувшись в Литву, Адамкус возглавил правительство и в сотрудничестве с коалицией из четырех правящих партий успешно провел в стране переходный период после распада Советского Союза и привел страну в НАТО и Европейский Союз. В результате проводимой им политики Литва встала на путь развития и быстро двигалась к процветанию.

Госпожа Прунскене в его работе никак не участвовала и постоянно старалась проводить политику, которая удерживала бы Литву от вступления в НАТО и ЕС. Большую часть последнего десятилетия она позиционировала себя в Москве как литовский политик, лучше всех могущий установить тесные связи своей страны с Россией. Союзы, которые она заключала с другими политическими силами Литвы, неизменно отражали эту установку, даже после того, как главные политические партии страны объявили о своем согласованном курсе на евроатлантическую интеграцию. От лица своей небольшой партии левого толка госпожа Прунскене неоднократно заявляла о важности отношений между Литвой и Россией; вокруг нее группировались другие небольшие движения, не поддерживавшие прозападную ориентацию руководства страны.

Корни политической позиции Прунскене - в той части постсоветской номенклатуры, которая после развала коммунистической системы успела перескочить на подножку уходящего поезда национального движения. Она, хотя и подписала декларацию о независимости Литвы 1990 года, всегда настаивала на том, чтобы наложить 'мораторий' на ее выполнение. Будучи премьер-министром Литвы в 1991 году, когда туда вошли советские войска, она приказала втрое взвинтить цены на продукты питания, что, по ее словам, было экономически вполне оправдано, но именно это играло на руку Москве и ослабляло национальное движение. Парламент вынудил ее уйти в отставку, и с тех пор - и во время, и после советского военного вторжения - она, и находясь в Литве, и выезжая за рубеж, постоянно нападает на руководство страны. В своей классической работе 'Балтийская революция' Анатоль Ливен (Anatol Lieven) следующим образом охарактеризовал ее поведение: 'высшая степень политического эгоизма в то время, когда нация была в опасности'.

Господин Паксас - классический тип популистского лидера, нахватавшего цитат и от левых, и от правых. В 2003 году он выиграл президентские выборы у Адамкуса с минимальным перевесом - результат, который вряд ли можно назвать политически удовлетворительным, учитывая то, что получен он был вследствие высокой активности протестного электората на фоне общей низкой явки избирателей. Шестого апреля этого года парламент отрешил его от президентской должности через процедуру импичмента после того, как совместно с Конституционным судом установил факт нарушения им конституции и президентской присяги. Паксаса обвинили в том, что он, принимая деньги на финансирование своей избирательной кампании от русских, связанных с московскими спецслужбами, а также от организованных преступных групп, впоследствии назначал их людей на посты в президентской администрации. В ответ господин Паксас то отрицал все обвинения, то настаивал на том, что преступать закон его вынудили с помощью шантажа.

После отстранения от власти 25 мая Конституционный суд пожизненно лишил его права занимать высокие государственные должности. Однако госпожа Прунскене, которую, видимо, мало заботит то, что говорит закон, сразу же заявила, что, если она выиграет президентские выборы в этом году, то к выборам 2009 года поможет Паксасу вернуться в большую политику. В ответ Паксас со своей партией и их союзниками объявил о поддержке ее кандидатуры на президентских выборах. Ожидается, что на сентябрьских выборах в парламент они также будут выступать единым фронтом.

Во второй тур Адамкус вышел, имея на 10 процентов больше голосов, чем Прунскене. До 22 июня казалось, что сил, поддерживающих Паксаса, и деревенского 'протестного электората' не хватит для ее победы, и результат президентских выборов покажет, что Литва действительно привержена западным ценностям и принципам демократии. Однако 22 июня случилось то, что подозрительно напоминает скрытый государственный переворот.

В тот день, когда до второго тура выборов оставалось пять дней, Служба специальных расследований (ССР), глава которой остался еще от паксасовского режима, провела обыски в офисах четырех прозападных политических партий, поддерживающих Адамкуса - тех, которые стояли за импичментом Паксаса и отстранением его от власти. Спецслужбы изъяли финансовые и другие документы и объявили о том, что в отношении пятерых политиков этих партий ведутся антикоррупционные расследования.

Трое из тех, кому были брошены обвинения, принадлежат к партии 'Либерально-центристский союз', тесно связанной с Адамкусом. Кроме того, самая популярная фигура этой партии - мэр Вильнюса и координатор предвыборной кампании Адамкуса Артурас Зуокас (Arturas Zuokas) 22 июня неожиданно выехал в Польшу и уже оттуда заявил, что был предупрежден о политическом заказе, в рамках которого ССР намеревалась арестовать его. Пока неясно, каковы конкретные юридические основания последних действий ССР.

Эти абсолютно избирательные действия, направленные именно на дискредитацию партии перед выборами, несомненно, направлены на то, чтобы вылить одно большое ведро грязи коррупционных скандалов на все прозападные партии, поддерживающие Адамкуса, с тем чтобы попытаться изменить исход президентских выборов. Этот маневр может заставить достаточно избирателей переметнуться в лагерь Паксаса, чтобы обеспечить президентское кресло для госпожи Прунскене, возвращение на политическую сцену самого Паксаса, а там и образование правящей коалиции на сентябрьских выборах в парламент.

Вне зависимости от того, будут ли доказаны или опровергнуты обвинения против партий и политических фигур, им уже нанесен политический ущерб, которого добивались устроители этой акции и который может серьезно исказить картину результатов президентских выборов. Политический истеблишмент пока так и не оправился от действий ССР.

Государственные органы пока не могут определить, как им реагировать на них, так как никто не знает, что, собственно, происходит. Многим политикам не хватает смелости выступать против кампании, которая, по утверждению тех, кто ее проводит, направлена на борьбу с коррупцией: слишком велик политический риск противиться расследованиям такого рода непосредственно перед выборами.

Сейчас в стране практически нет политиков, согласных сказать все, что думают, хотя многие без сомнений соглашаются с тем, как господин Адамкус прокомментировал обыски и обвинения в интервью национальному телевидению: 'Литовская демократия в опасности. Этот шаг можно рассматривать не иначе как попытку повлиять на избирателей перед президентскими выборами, дестабилизировать ситуацию и ослабить позиции страны на международной арене. Я надеюсь на то, что государство и соответствующие органы, включая парламент, незамедлительно предпримут меры к тому, чтобы установить, что стоит за этими акциями, нарушен ли закон, и кто их инициирует'.

Главные средства массовой информации и политологи Литвы рассматривают 'дело Паксаса' и выдвижение Прунскене в качестве кандидата в президенты как попытку России изменить западную ориентацию Литвы (и других стран постсоветского пространства), играя на различных внутренних экономических и политических проблемах этих государств. Литва и соседняя с ней Латвия - это практически последний шанс Москвы. Однако Литва уже понимает, что она не может позволить себе эксперименты с популистской экономической политикой или иллюзорные перспективы обеспечения национальной безопасности, кроме тех, что предоставлены через НАТО Соединенными Штатами.

Статья взята из ежедневного аналитического издания Eurasia Daily Monitor, выпускаемого фондом Jamestown Foundation, Вашингтон, Соединенные Штаты Америки. Автор статьи - старший эксперт фонда.