Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дипломат из Корпуса мира

Джеффри Хей, работавший в Корпусе мира в Москве, даже не хочет и говорить об обвинениях в шпионаже, из-за которых Корпус вынужден покинуть Россию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В романе Грэма Грина "Тихий американец" гражданин США, работавший в 50-е года в Сайгоне в качестве сотрудника благотворительной организации, оказался разведчиком. Последняя версия кинофильма по данному произведению еще не демонстрировалась в России, однако директор ФСБ Николай Патрушев, должно быть, знаком с его содержанием

В романе Грэма Грина (Graham Greene) "Тихий американец" гражданин США, работавший в 50-е года в Сайгоне в качестве сотрудника благотворительной организации, оказался разведчиком. Последняя версия кинофильма по данному произведению еще не демонстрировалась в России, однако директор ФСБ Николай Патрушев, должно быть, знаком с его содержанием. В прошлом месяце он обвинил добровольцев Корпуса мира в незаконном "сборе информации о социально-политической и экономической ситуации в России", имея в виду одного из сотрудников Корпуса, проникшего в закрытую зону на российско-китайской границе, и одного добровольца, пытавшегося установить недозволенные контакты. Даже в нынешней ситуации, когда Россия и Соединенные Штаты ведут совместную борьбу против терроризма, подозрительность, уходящая корнями во времена "холодной войны", не исчезает.

Обвинения Патрушева переросли в международный инцидент, когда всем 27-ми добровольцам американского Корпуса мира было предписано покинуть страну. В эпицентр бури попал Джеффри Хей (Jeffrey Hay), исполняющий обязанности директора российского отделения Корпуса мира, который после рождества (католического - прим. пер.) был проинформирован о том, что Россия более не нуждается в его услугах, а также в услугах добровольцев и 24-х сотрудников (большинство из которых являются россиянами). Теперь Хей должен помочь добровольцам Корпуса, разбросанным по всей стране, как можно скорее ее покинуть.

Посол США в России Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) разъярен этими инсинуациями. Комментарии Патрушева, говорит Вершбоу, "возмутительны, не соответствуют действительности и вредят работе добровольцев Корпуса мира, которую они осуществляют по всему земному шару. Мы категорически отвергаем обвинения в том, что добровольцы Корпуса мира занимаются разведывательной деятельностью". Однако, несмотря на весь этот ураган слов, сам Хей остается, так скажем, тихим американцем. Он отказывается осуждать негостеприимную Россию. "Деятельность Корпуса построена таким образом, что власти приглашают нас на тот срок, на который они считают необходимым, если же они считают, что наша программа больше не нужна, то она заканчивается, - говорит Хей. - Российские власти выразили Корпусу мира свою признательность за проделанную работу, и сообщили, что в связи с тем, что условия в стране изменились, необходимость в Корпусе мира отпала".

Хей работает в Корпусе мира девять лет. Он был добровольцем в маленькой венгерской деревне вскоре после окончания колледжа, в котором он получил степень в области литературы (да, он читал роман "Тихий американец"). Там он научился говорить по-венгерски, и встретил свою будущую жену, которая тоже была добровольцем Корпуса. Сейчас у них растет трехмесячная дочь. До прибытия в прошлом году в Москву он успел поработать в Вашингтоне и в Монголии. Когда в июне прошлого года его предшественник уехал из России, Хей стал исполняющим обязанности российского отделения Корпуса.

Это не первый случай, когда он сталкивается с трудностями. В августе тридцати добровольцам, которые находились в России год, отказали в продлении виз. Российское Министерство образования, которое координирует деятельность Корпуса, "поддержало наши запросы, - говорит Хей, - и передало их по инстанциям, поэтому мы были удивлены, когда был получен отрицательный ответ. Мы решили не направлять в страну новых добровольцев".

Мягкие высказывания Хея направлены на смягчение напряженности. Директор Корпуса Гадди Васкез (Gaddi Vasquez) также пытается смягчить ситуацию. "Мы расстроены, однако мы уважаем право страны определять, нуждается ли она в деятельности добровольцев, - говорит Васкез. - Время от времени мы сталкиваемся с такими ситуациями. В прошлом году мы закрыли программы в тех странах, где наблюдался значительный экономический рост и власти которых посчитали, что продолжение деятельности Корпуса не будет необходимым". Однако когда закрывались те программы, на Балканах, никто не был обвинен в шпионаже.

Хей не удостаивает вниманием обвинения в шпионаже, рассказывая вместо этого об успехах, достигнутых более чем 700-ми добровольцами Корпуса, трудившимися в качестве преподавателей и учителей. Однако Патрушева, друга Владимира Путина, этим не убедишь. В России практически нет традиций благотворительной деятельности на основе добровольности, и бывшего "воина холодной войны" может просто тревожить сама идея того, что молодые идеалистически настроенные американцы могут приезжать в Россию, чтобы творить добро. Или, может быть, он слишком начитался Грэма Грина.