Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто стрелял в Ленина?

Может это была вовсе не Каплан?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
30 августа 1918 года русская анархистка Фании Каплан стреляла во Владимира Ленина. После ареста и пыток террористка изложила для протокола причины своего поступка: она считает Ленина предателем. Чем дольше, по ее словам, тот живет, тем больше извращается идея социализма. Михаил Роом в снятом им в 1939 году фильме «Ленин в 1918 году» этому террористическому акту посвящает только один эпизод, который, между тем, служил драматургическим средством для реализации вполне конкретных политических целей.

30 августа 1918 года русская анархистка Фании Каплан стреляла во Владимира Ленина. После ареста и пыток террористка изложила для протокола причины своего поступка: она считает Ленина предателем. Чем дольше, по ее словам, тот живет, тем больше извращается идея социализма. Михаил Роом в снятом им в 1939 году фильме «Ленин в 1918 году» этому террористическому акту посвящает только один эпизод, который, между тем, служил драматургическим средством для реализации вполне конкретных политических целей. Фильм Роома снимался, в частности, не с целью показа исторических реалий, картина в большей мере должна была послужить оправданием государственного террора конца 30-х годов, ликвидации так называемых уклонистов. Те «трудящиеся массы», которые в фильме нескончаемым потоком идут к Кремлю, чтобы узнать, как чувствует себя любимый Ленин, внушали одновременно безоговорочную поддержку Сталина. На смертном одре Ленин называет своего преемника «голубком». Когда Михаил Роом создал в 1957 году новую редакцию своего фильма, этой сцены, как и многих других, которые возводили диктатора до положения идола, пали жертвой цензуры.

«Ленин в 1918 году» и судьба Фанни Каплан были главной темой доклада, который можно будет услышать в воскресенье в рамках 8-го еврейского кинофестиваля в кинотеатре «Арсенал». Юрий Векслер и Исанна Брук-Фишман исследуют жизнь анархистки и ревизуют исторические мифы: может, это была и вовсе не Каплан, кто тогда стрелял в Ленина? Может, ее никто и не казнил? Экскурс, сделанный Векслером и Брук-Фишман, очень подходит к девизу нынешнего фестиваля: «Женщина, преступница & пассия».

Темы других фильмов тоже переносят зрителя в Россию и исследуют прошлое. «Джазмен из ГУЛАГа» (1999 год), например, дает портрет джазмена-трубача Эдди Рознера, который родился в Берлине, но во времена третьего рейха эмигрировал в Советский Союз. До конца второй мировой войны Рознера и его оркестр пропагандировали, но в 1945 году, когда джаз неожиданно стал считаться проявлением западного декадентства, КГБ отправил Эдди Рознера без всякого приговора суда в лагерь.

Видимо, самую отвратительную главу в советско-еврейской истории отображает лента "L"Chayim Comrade Stalin" (2002 год), рассказывающая о мифе создания автономной области Биробиджан, которая появилась в начале 30-х годов в болотистых лесах Дальнего Востока. Этот район стал местом притяжения украинских и белорусских евреев. Туда, веря в предсказание о стране обетованной, приезжали даже переселенцы из США, Аргентины и Палестины. Действительно, здесь они могли развивать свою культуру: там были еврейские школы и издания, разумеется, синагога. Еврейский язык был объявлен официальным. В 1948 году, с началом антисемитской чистки, мечту о еврейской родине постиг стремительный крах.

Режиссер Йейл Сторм (Yale Storm) дает набросок современных тенденций: последние шесть тысяч из 45 000 евреев, которые прежде жили в Биробиджане, пытаются с началом перестройки оживить свои традиции в то время, как Государственная Дума обдумывает вопрос о ликвидации Еврейской автономной области, а переводчик, которого выделили режиссеру, не скупится на антисемитские высказывания. Пока идет фильм, интересным образом выясняется, что этот хвастун и пьяница - внук Михаила Калинина - бывшего председателя Верховного Совета.

Еврейский кинофестиваль, разумеется, не может обойти стороной израильско-палестинский конфликт. Подобранные к теме фильмы демонстрируют, прежде всего, беспомощность и бессилие. Ави Моргаби (Avi Morgabi) находит спасение в ленте «Август» (2002 год) в сарказме. Шира Рихтер (Shira Richter) сопровождает по сюжету ленты "Two States of Mind" (2001 год) палестинку и израильтянку во время ралли на джипах по Сахаре. Условия экстремальные, женщины держатся вместе: без взаимопомощи не пройти. Шесть месяцев спустя, режиссер показывает своих героинь во время телефонного разговора: у себя дома могилы непонимания, которые, казалось, были уже засыпаны, вновь разворошены. Героини не находят взаимопонимания, хотя и говорят друг с другом. По крайней мере, говорят.