Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С днем рождения, товарищ Гитлер!

"Растущий экстремизм" представляет "серьезную угрозу" общественному правопорядку в России, заявил президент Путин

С днем рождения, товарищ Гитлер! picture
С днем рождения, товарищ Гитлер! picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие россияне все еще считают, что победа над Гитлером полностью оправдывает жестокую диктатуру Сталина, на том основании, что никакая менее принудительная система не могла бы столь эффективно мобилизовать страну. Сохраняющееся уважение к Сталину, попытки доказывать, что у него были как плохие, так и хорошие стороны, все еще компрометируют демократические характеристики многих российских политиков, включая и г-на Путина

Москва. - "Я ожидал, что в Москве мне придется волноваться по поводу множества вещей, - сказал недавно прибывший сюда дипломат, с которым я встречался за ланчем в прошлый четверг. - Но я никак не мог предполагать, что одной из них станет день рождения Гитлера".

Утром того дня, в субботу 20 апреля, все газеты были заполнены статьями о растущем числе банд бритоголовых в России и об опасностях нападений фашистов и расистов. В злобных письмах в посольства и на веб-страничках Интернета группировки бритоголовых и неонацистов угрожали ознаменовать этот день актами насилия еще более мощными, чем в прошлом году, когда 20 апреля в центре Москвы был избит до смерти один чеченский парень, а 21 апреля был разгромлен рынок, где торговали выходцы с Кавказа.

Некоторые посольства порекомендовали гражданам своей страны в эти выходные дни не выходить без надобности на улицу. В расположенном на юге Москвы общежитии Университета имени Патриса Лумумбы, где треть студентов являются иностранцами, была увеличена охрана. В Московской милиции были отменены отпуска на выходные; патрулировать улицы города были направлены 15000 сотрудников.

Один милиционер сказал, что его меньше волнуют разрозненные нарушения правопорядка в субботу, чем вероятность сконцентрированного насилия на воскресном футбольном матче между двумя лидирующими московскими командами, ЦСКА и "Спартак". "Тот, кто назначил на 20 апреля, как раз в день рождения Гитлера, этот матч между двумя командами, болельщики которых являются самыми агрессивными, должно быть настоящий идиот", - сказал он.

Милиция сосредоточила свои патрули у автобусных остановок и железнодорожных станций, пытаясь помешать бандам бритоголовых прорваться к центру города из пригородных жилых массивов и "спальных" районов столицы. Избивать лиц нерусской национальности, кажется, нравится большинству этих скучающих и поддатых молодых людей, которые относятся к этому занятию больше как к форме дешевого развлечения, нежели чем как к политической акции.

Но кто-то же должен их организовывать. И здесь немногочисленная, но активная субкультура настоящих фашистов и неонацистов работает вовсю. В газете "Известия" рассказывается о группировке "Народная национальная партия", легально зарегистрированной организации, которая пытается представить себя политическим крылом бритоголовых. Ее лидер, Александр Иванов-Сухаревский, в прошлом был сценаристом в советской киноиндустрии. Его заместитель по кличке "Боос" только недавно вышел из тюрьмы, где сидел недолгий срок за нападение на охрану американского посольства в Москве.

Г-н Иванов-Сухаревский выпустил манифест, который, как он надеется, понравится бритоголовым. Он начинается со следующих слов: "Бритоголовым быть трудно, но почетно". А далее в нем содержатся призывы увеличивать численность белой расы, презирать и ненавидеть наркоманов и гомосексуалистов и избегать потребления импортных продуктов питания, таких, как рис и соевый соус.

Любой респектабельной газете трудно решать, предоставлять или нет свои страницы лунатикам такого сорта. Нужно предостерегать от них других, но делать им рекламу ни к чему, ибо это только лишь приободрит их. В данном случае российские средства массовой информации (СМИ) - и московская милиция тоже - вероятно, следуют указанию президента России Владимира Путина, содержащемуся в его обращении к нации в четверг, где он сказал, что "растущий экстремизм" представляет "серьезную угрозу" общественному правопорядку в России, и, в частности, обрушился на появление "фашистских и националистических лозунгов и символов".

Сказать это было нужно, и сказано это было вовремя. Мне бы только хотелось, чтобы г-н Путин был настолько же прямолинейным в других частях своего обращения. Я замер на мгновение, просто не поверив своим ушам, когда услышал его версию войны в Афганистане. Я приведу здесь длинную цитату из его речи, но, поверьте, она того стоит.

Итак, он сказал следующее: "Принципиальной позицией России было создание сильной антитеррористической коалиции. Мы с руководством ряда стран Содружества Независимых Государств (СНГ) приняли соответственные решения в контексте союзных отношений. Для нашей страны, которая давно уже знакома с терроризмом, не стояла проблема выбора: поддержать или нет усилия, направленные на уничтожение его логова. Особенно с учетом того, что эти меры действительно способствуют укреплению безопасности на южных рубежах нашей страны и в основном помогают улучшить ситуацию в этой области во многих странах СНГ. Совместно мы решили одну их наиболее центральных задач: ликвидировали один из самых опасных центров международного терроризма в Афганистане, прекратили его негативное влияние на обстановку в других регионах мира, устранили угрозу нам, которая оттуда исходила".

Ну, уловили ли вы тут хотя бы единственное упоминание о Соединенных Штатах Америки? Могли бы вы догадаться из этих параграфов, что ни Россия, ни любая другая страна СНГ не послали ни одного солдата, чтобы присоединиться к возглавляемой Соединенными Штатами коалиции в Афганистане? Могли бы вы догадаться, что министр обороны России и ее генеральный штаб выступали против разрешения Соединенным Штатам использовать военные базы в странах СНГ для войны против талибов? Напротив, вы сочли бы, что войну против террористов в Афганистане вела только лишь Россия и ее бывшие советские союзники, и что она закончилась знаковой победой над международным терроризмом.

Я не знаю, явилось ли это результатом плохо сформулированных мыслей или же это была непродуманная попытка перекроить путинскую прозападную политику на потребу внутренней аудитории либо сознательная попытка самого Путина переписать историю. Надеюсь, что первое, опасаюсь, что второе, и сомневаюсь, что третье.

В третьем я сомневаюсь - но, опять-таки, в технических прецедентах недостатка нет. Через пару недель здесь будут праздновать День Победы, годовщину разгрома Гитлера, и успешное редактирование истории в очень большом масштабе снова станет очевидным для всех. По Москве поплывут знамена и транспаранты с надписью "День Победы 1941-1945".

Этот маленький неудобный интервал 1939-1941 годов, когда Сталин и Гитлер разделили между собой Восточную Европу, будет выброшен из истории. А мнение - если только кто-то его выскажет - что какая-то еще страна помимо России внесла полезный вклад в дело разгрома Гитлера, будет выслушано с недоверием.

Разумеется, Россия в самом деле ужасно пострадала от гитлеровской войны, больше, чем любая другая страна. И, конечно же, после войны ей было нужно убедить себя, что победа оправдывает жертвы. Но так не бывает, чтобы за пропаганду не пришлось платить определенную цену, даже сегодня.

Многие россияне все еще считают, что победа над Гитлером полностью оправдывает жестокую диктатуру Сталина, на том основании, что никакая менее принудительная система не могла бы столь эффективно мобилизовать страну. Сохраняющееся уважение к Сталину, попытки доказывать, что у него были как плохие, так и хорошие стороны, все еще компрометируют демократические характеристики многих российских политиков, включая и г-на Путина.

Если бы я был менее законопослушным, то мог бы внести собственный вклад в российскую историю, взяв кисть и изменив надпись на транспаранте, который люди понесут в следующем месяце. Я бы написал там "1939-1945" только лишь для того, чтобы понаблюдать за недоуменным выражением лица прохожих. Но, опять-таки, если бы я увидел, что кто-то уже изменил надпись на "1939-1941", то понял бы, что меня опередил какой-то русский бритоголовый.