Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хромающий прогресс Путина

Г-н Путин в своем обращении к нации возложил вину за нынешний экономический кризис в России на "предыдущие десятилетия застоя и кризисов"

Хромающий прогресс Путина picture
Хромающий прогресс Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все действия г-на Путина были изначально направлены на то, чтобы сделать государство более сильным и прочным, устранить политические препятствия и создать некоторую стабильность, которая облегчила бы экономический прорыв. Однако кампания запугивания, подчинения и приручения (большого бизнеса, Госдумы, губернаторов и прессы), хотя она, быть может, и позволила усилить правительственный контроль, добилась главным образом определенной показной уступчивости и раболепства вместо того, чтобы обеспечить действительное сплочение на основе общности интересов

Владимир Путин, который недавно перевалил на вторую половину своего первого 4-летнего срока пребывания на посту российского президента, недоволен темпами прогресса России: экономический рост замедляется и разрыв между Россией и индустриально развитыми странами имеет тенденцию к увеличению. В последнюю пару недель г-н Путин неоднократно говорил об этом, в том числе в своем ежегодном обращении к российским законодателям 18 апреля. Чего он не сказал, так это, в какой мере на этой проблеме сказываются его собственная политика и практические действия.

За время пребывания на посту президента приверженность г-на Путина либеральным экономическим реформам и интеграции с Западом только лишь усилилась. Его видение болячек своей страны и ее места в мире куда более рационально и понятно, чем у многих людей в его администрации и в российском обществе.

Недавно он подчеркнул необходимость для России вступить в конкурентную экономическую борьбу на мировом рынке и предостерег Россию от иллюзии, что потенциал этой страны - будь то природные ресурсы, огромная территория, высокие образовательные стандарты или богатая культура - сам по себе является гарантией успеха. Но фактически эту иллюзию питают многие в российском обществе и достаточно многие в сегодняшней российской элите.

В своем обращении г-н Путин отвергает мышление времен "холодной войны", делая сильный упор на том, что у России нет внешних врагов. Его критически важное и быстрое решение после событий 11 сентября вступить в возглавляемую Соединенными Штатами антитеррористическую коалицию было принято потому, что г-н Путин видел в этом возможность ускорить интеграцию России с Западом. Но многие из числа его высших военачальников все еще склонны думать об Организации Североатлантического договора (НАТО) как о главном противнике России, и поэтому его действия после 11 сентября непопулярны в среде российских военных.

Г-н Путин в своем обращении к нации возложил вину за нынешний экономический кризис в России на "предыдущие десятилетия застоя и кризисов". Но сегодня российская общественность и правительственные ведомства все чаще винят в этом бывшего президента Бориса Ельцина и его либеральных реформаторов. Тем не менее, хотя общественность и элита страны полностью не разделяют прогрессивные взгляды г-на Путина, его популярность остается высокой и политической оппозиции ему практически нет. Однако темпы реформ являются болезненно медленными.

В нынешнем обращении, как и в обращении 2001 года, г-н Путин сфокусировался на неэффективности правительства как главной причине трудностей. Он назвал систему управления "громоздкой, неуклюжей и неэффективной"┘"не пригодной для решения стратегических проблем". Российские государственные служащие в самом деле плохо организованы, им недостает инициативности и усердия в работе. Как выразился г-н Путин, очень немногие из них "знакомы с современной наукой управления государством".

Но именно г-н Путин заполнил правительственные структуры множеством посредственных личностей, людей, не имевших никаких заслуг и не представлявших себе тех задач, которые внезапно на них свалились. Их единственным "достоинством" была их лояльность и тот факт, что они начинали в Санкт-Петербурге, родном городе г-на Путина.

Г-н Путин осуждает коррупцию и справедливо приписывает ее ограничению экономических свобод. Он толкует об ордах "контролеров" и "инспекторов", которые используют свои властные полномочия для вымогательства взяток и затрудняют "цивилизованный бизнес" в России. Однако именно г-н Путин был инициатором использования Генеральной прокуратуры России для того, чтобы вместо нормальной процедуры судебного преследования осуществлять запугивание людей. При этом ставилась цель уничтожить политических противников г-на Путина (главным образом медиа-магнатов Владимира Гусинского и Бориса Березовского) и поставить под контроль непокорных губернаторов и бизнесменов, которые стали слишком независимыми. Президент наделил Генеральную прокуратуру России скорее политической, а не юридической властью.

Поручая органам правопорядка выполнение "специальных заданий", он поощряет коррупцию и препятствует укреплению главенства закона. Сотрудники Генеральной прокуратуры охотно используют свою огромную власть в собственных интересах, а целая армия сотрудников правоохранительных ведомств более низкого ранга следует их примеру.

Как это ни иронично, но в своем обращении г-н Путин критиковал свою администрацию за "непрозрачность", за ее закрытость от общественности в "черном ящике". Это странно слышать от президента, чье ка-гэ-бэшное прошлое все еще слишком очевидно в атмосфере полной секретности в сегодняшнем Кремле.

С приходом г-на Путина во власть был положен конец практике общественных брифингов в Кремле; за два года своего президентства он провел всего одну пресс-конференцию (да и та была в действительности предназначена не для соотечественников, но для того, чтобы попытаться лучше выглядеть в глазах мировой общественности накануне саммита "Большой Восьмерки").

Все действия г-на Путина были изначально направлены на то, чтобы сделать государство более сильным и прочным, устранить политические препятствия и создать некоторую стабильность, которая облегчила бы экономический прорыв. Однако кампания запугивания, подчинения и приручения (большого бизнеса, Госдумы, губернаторов и прессы), хотя она, быть может, и позволила усилить правительственный контроль, добилась главным образом определенной показной уступчивости и раболепства вместо того, чтобы обеспечить действительное сплочение на основе общности интересов.

Под поверхностью кажущейся стабильности скрываются группировки с конфликтующими интересами, которые тихой сапой препятствуют реформам или даже активно саботируют их всякий раз, когда они угрожают их собственным интересам. Именно поэтому реформа земельных отношений начинается только сейчас, военная реформа почти не сдвинулась с места, а реструктуризация гигантской монополии "Газпром" еще и не начиналась. Подавив открытое сопротивление, г-н Путин сделал вид, что не замечает несогласия внутри собственной администрации. Стабильность превыше всего.

Это страстное желание стабильности имело еще одно нежелательное следствие. Посылая обществу сообщение о том, что правительство прочно контролирует ситуацию, возвращая государственному гимну России музыку старого советского гимна и общую атмосферу политического согласия, г-н Путин поощряет в своем народе чувство, если не сущность, былых советских времен.

Долгие десятилетия коммунистического гнета вбили народу в голову мысль, что от отдельного человека не зависит ничего, а потому любые усилия не имеют смысла. Г-н Путин может себя похвалить за свою огромную популярность, но он должен также признать свою вину за то, что убаюкивает нацию, насаждая в людях настроения пассивности и бездеятельности. А без активного участия общественность никакие реформы не преуспеют. Правительственные чиновники - эффективные или неэффективные - не сумеют сделать это самостоятельно.