Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хаосу на Кавказе не видно конца

Как Россия воюет в Чечне

Хаосу на Кавказе не видно конца picture
Хаосу на Кавказе не видно конца picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Истёк срок президентских полномочий чеченского президента Масхадова. Как пишет автор материала, Масхадов мог с чем-то не справиться и при этом привести экономику республики в упадок. Он не смог предотвратить новую войну. Но всё это несравнимо с массовыми разрушениями и опустошением, которые оказались на совести российской армии в ходе второй войны на Кавказе. Войны, которая официально называется ╚антитеррористической операцией╩.

"Масхадов показал себя настоящим бандитом. Два года его так называемого мирного правления опустошили республику в большей мере, чем два последующих года антитеррористической операции". Эти слова, которые нашел в адрес Аслана Масхадова по случаю официального прекращения его президентских полномочий российский министр по вопросам восстановления Чечни Владимир Елагин, прозвучали жестко. К тому же они были несправедливы: свободно избранный чеченский президент Масхадов мог с чем-то не справиться и при этом привести экономику кавказской республики в упадок. Он не смог также предотвратить новую войну. Но все это несравнимо с массовыми разрушениями и опустошением, которые оказались на совести российской армии в ходе второй войны на Кавказе. Войны, которая официально называется "антитеррористической операцией".

Наоборот: частично справедливые претензии России на разрешение запутанных отношений в Чечне были дискредитированы жестокими действиями сил безопасности. Российские военнослужащие занимались и занимаются больше разбоем, чем борьбой против чеченских боевиков. Это неоднократно подтверждали российские средства массовой информации и даже члены правительства и военные.

Россия быстро решилась на поддержку антитеррористической кампании

В любом случае, несколько дней назад срок президентских полномочий Масхадова формально закончился, если обращаться к действовавшей на момент его избрания в 1997 году чеченской конституции. Но Москва и без того не признает президента мусульманской республики с момента начала второй кавказской войны в октябре 1999 года. Кремль уже давно поставил в сепаратистской кавказской республике верную Москве администрацию и таким образом и таким образом подвел фундамент под территориальные претензии на Чечню. Российское правительство планирует провести выборы, правда, сроки их пока не определены.

После 11 сентября и молниеносного присоединения президента Владимира Путина к антитеррористической коалиции американцев для войны против талибов критика действий России в мусульманской республике стала сдержаннее. Однако в последнее время стало вновь возрастать недовольство международной общественности действиями армии, нарушающими постоянно права человека. Широкие круги международной общественности видят в Масхадове " не террориста, а ключевую фигуру в деле мирного разрешения конфликта за столом переговоров". Об этом заявил комиссар ООН по вопросам беженцев Рууд Лубберс (Ruud Lubbers) во время своего последнего визита на Кавказ. Такой же точки зрения придерживаются и в США: человек Масхадова, отвечающий за внешнюю политику Илияс Ахмадов был вновь к раздражению российской стороны принят в Государственном департаменте США. Как заявило Министерство иностранных дел, это "можно рассматривать как недружественный акт по отношению к России". Московские дипломаты критикуют Америку за двойной стандарт, когда речь заходит о борьбе с международным терроризмом.

Однако не только американцы видят в Масхадове легитимного представителя чеченских интересов и единственного подходящего партнера для разрешения конфликта за столом переговоров. На последней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, в ходе которой рассматривался чеченский вопрос, присутствовал также и представитель мятежников в лице Ахмеда Закаева. Для российской стороны это свидетельством, якобы, "умиротворения европейцами экстремизма". Так выразился председатель Комитета по международным делам Думы Дмитрий Рогозин. Перед этим неприятные вопросы в свой адрес в связи с Чечней был вынужден выслушивать во время визита в Париж президент Путин.

В остальном же, россияне исключительно ранимо относятся ко всему, что как-то связано с войной в Чечне: радиостанция "Радио Свобода", финансируемая Конгрессом США, вообще еще и не начинала передачи в рамках новой программы на чеченском языке, а из Москвы уже пошли первые угрозы. Если передачи радиостанции США будут оказывать поддержку чеченским сепаратистам, то нелюбимый радиоканал будет лишен лицензии, сказал Сергей Ястржембский в одном из своих интервью. Учитывая тот факт, что радиостанция США еще и не начинала вещание, реакция Ястржембского выглядит неадекватной. Одновременно он обрушился на Парламентскую ассамблею Совета Европы: требование сесть, наконец, за стол переговоров с Масхадовым вместо того, чтобы продолжать войну, является, по его словам "попыткой полностью извратить характер чеченской проблемы". Между тем, говорить о последовательности в антимасхадовской позиции российской стороны не приходится. По крайней мере, предварительные разговоры о возможности переговоров Москва вела уже давно. Тайная встреча с эмиссаром Масхадова Закаевым в конце 2001 года завершилась, однако, безрезультатно.

Тем временем, война на Кавказе продолжается уже более двух лет. Каких-то заметных успехов российской стороны, которые бы создавали предпосылки для серьезного разговора о восстановлении разрушенной республики, не видно. В приграничной Ингушетии по-прежнему живут в "позорных" для России условиях, как это сформулировал комиссар ООН Лубберс от 150 000 до 180 000 беженцев. О количестве погибших в ходе боев мирных жителей достоверных сведений нет. Правозащитные организации говорят о, примерно, 10 000 гражданских лиц, погибших в ходе второй чеченской войны. Во время первой войны эта цифра колеблется от 35 000 до 80 000 убитых.

Большие потери

Военные, несмотря на свои победные реляции, тоже платят высокую цену: особенно большими были потери армии и войск Министерства внутренних дел в последние дни. Неделя за неделей погибает добрый десяток солдат и офицеров. По официальным, частью противоречивым данным погибло 2335 солдат и офицеров. Независимые российские организации, такие , как "Солдатские матери" исходят из того, что число погибших составляет, примерно, 6 000 человек. Еще менее убедительными выглядят цифры об убитых боевиках, которые распространяют Вооруженные силы, Министерство внутренних дел и ФСБ. Так, согласно их данным, в последнем квартале уничтожено, примерно, 1 000 боевиков. Российский генерал Валерий Манилов, известный тем, что приводит всегда противоречивые сведения, говорил, что в течение года было убито 10 000 боевиков.

Несмотря на большие потери среди боевиков, их сопротивление не сломлено. Почти ежедневно совершаются террористические акты или налеты на колоны или блок-посты сил безопасности. Глава ФСБ Николай Патрушев заявил: "Мы, конечно, не можем утверждать, что боевики вообще не проявляют никакой активности. Но они в целом уже не так сильны, как прежде". Поскольку надежды на скорую победу в Чечне невелики, Кремль, несмотря на все неприятие Масхадова, держит открытыми задние двери для переговоров с ним. Окончательный отказ от переговоров с президентом Чечни был бы "близоруким" шагом, сказал представитель Кремля Ястржембский. Если Масхадов выполнит предварительные условия российской стороны: сложит сначала оружие и откажется от требования предоставления Чечне государственной независимости от России - тогда, по словам Ястржембского, можно вести переговоры.